Каждый
слышал, да и сам произносил выражения вроде «модный роман», «модный поэт»,
«модное литературное течение» и т.п. Смысл их опять-таки каждому ясен: речь
идет о литературных явлениях, вызывающих в данное время широчайший и особенный
интерес, явлениях, о которых говорят «все». Далее, эти выражения несут в себе
оценочный смысл: на них лежит более или менее очевидная печать сниженной,
подчас даже отрицательной оценки, в частности, они подразумевают, что интерес к
этим явлениям имеет скоропреходящий, мимолетный характер. Легко заметить, что горячие
поклонники «модного писателя» вовсе не склонны называть его так. Для
поклонников их кумир предстает как один из лучших, крупнейших, талантливейших
писателей современности; между тем в выражении «модный писатель» отчетливо
слышно сомнение в серьезной обоснованности шума вокруг его имени или даже
убеждение в том, что его успех вызван не высокой ценностью его творений, но
поверхностными, побочными, случайными причинами.
Но
что бы там ни говорили противники модного писателя, он все равно остается
модным, он привлекает всеобщее внимание. Среди его читателей есть поклонники,
есть противники, есть «нейтральные», но так или иначе его читают «все». И это,
пожалуй, самое важное.
Понятие
о «модном» в литературе сложилось у нас еще в XVIII веке. В эпоху Пушкина оно
было уже очень широко распространено. И слова «модный писатель», постоянно
употребляемые в тогдашней критике, имели то же самое значение, что и в наши
дни. А между тем само явление литературной моды за протекшие полтора столетия
приобрело принципиально иное значение и для литературы, и для самой жизни.
Так, если сто пятьдесят лет назад в орбиту этой моды попадал весьма и весьма
узкий круг людей (едва ли превышающий несколько тысяч), то ныне, в эпоху
всеобщей грамотности и — шире — образованности, в эпоху фантастического
развития средств информации, литературная мода становится достоянием
миллионов.
Уже
одно это ведет, без сомнения, к очень существенным последствиям, и проблема
литературной моды приобретает подлинно серьезное и острое значение.
Однако
мы до сих пор удовлетворяемся тем самым общим и внешним понятием о литературной
моде, которое существовало и полтораста лет назад. Это, собственно, даже и не
понятие в точном смысле, да и само слово «мода», столь часто употребляемое в
критике, это не сколько-нибудь солидный термин, а просто разговорно-бытовое
выражение, несущее в себе привкус пренебрежения или даже издевки.
Критики
употребляют слова «модный писатель» или «модный роман» преимущественно в
ироничном или бранном смысле, обычно даже и не пытаясь подойти к делу серьезно.
Между
тем, повторяю, проблема литературной моды весьма серьезна и существенна. Она, в
частности, гораздо серьезнее проблемы моды в одежде (это, конечно, совсем иная
проблема, но точки соприкосновения здесь имеются). А ведь о моде в одежде в
последние годы пишут у нас очень много и с полной серьезностью.
Ирония
неуместна уже хотя бы потому, что «модными писателями» были не только
поверхностные, специально работавшие «под моду» авторы, но и такие великие художники,
как Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов. Мне могут возразить, что
здесь речь шла вовсе не о модности в собственном смысле, а о широком признании
гения, которое, в частности, не имеет временного, скоропреходящего характера.
Однако
история литературы — или, точнее, литературной моды — свидетельствует, что
Пушкин имел широчайший успех только в молодые годы, а достигнув высшей
зрелости, он явно «вышел из моды». В 1830-х годах был популярен такой стишок:
И Пушкин стал нам скучен,
И Пушкин
надоел:
И стих его не звучен,
И гений охладел...
Аналогично
обстоит дело и с Достоевским: он был «в моде» лишь в самом начале («Бедные
люди») и в самом конце («Речь о Пушкине») своего творческого пути. В остальное
же время интерес к его произведениям был не так уж широк (за исключением только
«Записок из Мертвого дома» — но здесь интерес привлекла острота самой темы).
Словом,
проблема моды касается и величайших писателей.Возможно,
правда, такое возражение: речь должна идти в подобных случаях не о писателях, а
только о читательской массе, которая то капризно изменяет своим кумирам, то
опять возводит их на пьедестал. Писатели же идут по своей дороге, и их мало
беспокоят капризы моды.Но
и это совсем не так. Не подлежит сомнению, что широчайший (по тем временам)
успех первых произведений Пушкина и Достоевского имел для самих писателей громадное значение. Он дал им веру
в себя и литературную смелость, они ощутили, как громко и властно звучат их
голоса. Все это хорошо известно из их собственных признаний (как известно и то,
что их тревожила подчас очень сильно - "потеря" широкого читателя).
"Модная юность" сыграла, безусловно, очень значительную роль в их
быстром и мощном становлении.
В 1824 году во время прогулки
Пушкина около бастиона в окрестностях Одессы молодой офицер, рискуя карьерой,
приказал произвести артиллерийский салют в честь опального поэта!Прапорщик Петр Григорьев за салют
был посажен под арест (примеч. 1989 г. - В.К.).Разве не является здесь
"модность" поэта в каком-то положительном и даже прекрасном свете? И разве стоит иронизировать над этим
ревностным его поклонником?
Но модность может предстать и в
прямо противоположном освещении. В середине 1830-х годов, как вспоминал позднее
Полонский, "вся читающая Россия упивалась стихами Бенедиктова, он был в
моде. Учителя гимназий в классах читали стихи его ученикам своим... приезжие из
Петербурга молодые франты хвастались, что им удалось заучить только что
написанные и еще нигде не напечатанные стихи Бенедиктова".
Писатель-декабрист Николай Бестужев, увлеченный этой стихией общего восторга,
восклицал в письме к брату: "Каков Бенедиктов!.. У него, к счастью нашей
настоящей литературы, мыслей побольше, нежели у прошлого Пушкина (о нынешнем
Пушкине и говорить, мол, нечего. - В.К.), а стихи звучат почти так же".Мы еще не говорили об особенной властности литературной моды, способной захватить людей как бы даже помимо их
воли.
Возьмем несложный, но вполне
уместный пример - успех песенки из нового фильма. За предельно короткий срок
она облетает всю страну, ее напевают все (в том числе и те, которые не видели
фильма), напевают, даже не желая того и подчас чертыхаясь - вот, мол,
привязалась. И очень, очень многим она представляется безусловно лучшей из подобных песенок. Но проходит
какое-то время - и ее с легкостью заменяет новая фаворитка..."Механизм" действия моды в литературе, конечно, гораздо более сложен и требует специального изучения.
Нелегко понять, как могло случиться, что люди, которые еще недавно восхищались
поэзией Пушкина, стали восхищаться отнюдь не лишенными талантливости и
своеобразия, но все же никак не сопоставимыми с пушкинскими стихами
Бенедиктова. Среди поклонников этого стихотворца было, в частности, немало
крупных писателей.
Эти факты
опровергают легкое и простое решение, согласно которому Пушкин и Бенедиктов
имели успех у совсем разных людей, но, конечно, были и тогда люди, которые не
"сменяли" Пушкина на Бенедиктова.Еще одно сопоставление: в начале XX
века - неслыханный всероссийский триумф Чехова после исполнения в
Художественном театре "Чайки" - триумф, рассказы о котором и сегодня
воспринимаешь с волнением, а через какой-нибудь десяток лет - не менее массовый
триумф Игоря Северянина, закончившийся уже в 1918 году избранием его
"королем поэтов" России в набитой битком Большой аудитории
Политехнического музея (Блок получил здесь ничтожное количество голосов). Игорь
Северянин был, без сомнения, очень талантлив, но он целиком подчинил свои силы
достижению "модного успеха" - и добился своего...
Чем же покоряет модное литературное
явление? В первую очередь - обаянием безусловной новизны, "последнего
слова" в литературе. Приобщаясь к "модному", люди испытывают
радостное чувство того, что они идут в ногу с веком, не отстают от
современности. Далее, когда мода уже охватила более или менее широкий круг
читателей, она заражает самой своей массовостью: обратившись к модному
произведению, читатель сознает, что он теперь причастен эстетическим
переживаниям массы людей, он, например, может повести интересный литературный
разговор со случайным собеседником, который, скорее всего, тоже уже вовлечен в
новую моду. Одновременно сохраняется и чувство причастности кругу
"посвященных" - тех, кто уже "читал" или хотя бы
"слышал".
Можно сколько угодно издеваться над модой и «модниками», но мода представляет собою слишком серьезное и сложное явление, чтобы поколебаться от таких приемов.Совершенно ясно, например, что масса читателей — не «модников», а обыкновенных любителей книги — заинтересуется прежде всего книгой, о которой «говорят», которая вызвала «шум». Они прочтут ее уже хотя бы для того, чтобы включиться в общий разговор. И никакая брань не может их смутить, ибо они на опыте убеждаются, что у каждой моды всегда есть противники, которые — замечу в скобках — сами участвуют (и подчас очень весомо!) в ее создании. Да, мода нераздельно связана с ощущением новизны, сегодняшнего дня, современности. Это вообще едва ли не самое характерное или даже главное ее свойство. Когда она его совсем теряет, она умирает и сменяется другой модой.
Этому нисколько не противоречит тот факт, что «в моде» нередко оказываются писатели прошлого, ибо они в таких случаях как бы рождаются заново, ради вполне современного, сегодняшнего прочтения. Сейчас, например, в большой моде Достоевский, и те, кто впервые берет в руки его книгу, конечно же, стремятся прежде всего быть современными, не отстать от века.Есть люди, которые возмущены этой модой на Достоевского; они видят в ней лишь дешевую сенсацию вокруг имени гениального художника. Но пусть даже для большинства из тех, кто читает сейчас Достоевского, это только очередная мода — все равно, как я убежден, найдется достаточное количество читателей, для которых встреча с Достоевским станет настоящим событием и многое изменит в их эстетическом сознании, хотя они, быть может, и не взяли бы в руки его книги без воздействия моды. Влияние моды вполне может стать первым шагом на пути истинного приобщения к литературе.
Словом, едва ли стоит вообще «отрицать» моду. Между прочим, это занятие даже и бессмысленно, ибо мода — неотъемлемое явление современной цивилизации. Отрицать ее — значит в известной мере отрицать саму эту цивилизацию (некоторые, правда, склонны и к такому тотальному отрицанию, но это уж, конечно, типичное донкихотство).Критик должен не бранить, а изучать модные явления литературы. И читателя он должен не отвращать от моды, а учить понимать ее. Вспомним гегелевский тезис: свобода — это осознанная необходимость. Если человек сознает, почему данное явление модно, чем оно влечет его, он уже начинает освобождаться от власти моды. Тот же, кто просто бранит моду, сам, в сущности, находится в ее власти — пусть и «отрицательной».
Кстати
сказать, совершенно неверно, что литературная мода интересует только
неразвитых читателей и так называемое просвещенное мещанство. В конце концов, каждому
небезынтересно, что сейчас «в моде». Если при этом человек понимает, что он
имеет дело с модными произведениями, если он знает и отличает от них подлинно
значительные явления современной литературы — в его интересе к моде нет
абсолютно ничего дурного. Ведь любое модное явление все же как-то выражает
современность. Так, например, не только Блок и Есенин, но и Северянин и
Мариенгоф по-своему выражали современность.
Другое дело, если человек целиком и полностью оказывается во власти моды. Тогда для него ценным является все то, что модно. Ибо для моды вообще не существует подлинной ценности. Для нее ценно то, что ново, будь это глубокое художественное открытие или поверхностные картинки жизни, истинная самобытность или искусственное оригинальничанье и кривлянье, совершенное владение стилем или словесные и ритмические выкрутасы и т.п.Человек, целиком попавший во власть моды, не станет возвращаться к книге, которая была в моде год, десять лет, сто лет назад, не говоря уже о книгах, которые никогда не были модными.И это, пожалуй, хуже всего. Ибо при этом человек вообще теряет связь с литературой как таковой. Он воспринимает только литературную моду.
Для ее восприятия не нужно глубокое вдумывание и вчувствование в какой-нибудь роман, драму, поэму — достаточно схватить внешние приметы модности в тематике и стиле произведения. Люди приобщаются к моде буквально «как бы резвяся и играя». Если восприятие литературы требует более или менее сильного и активного напряжения ума и чувств, то восприятие литературной моды, в сущности, пассивно и не требует сколько-нибудь серьезных усилий. В частности, в своем подавляющем большинстве люди, знакомясь с модным явлением, уже заранее так или иначе знают, что оно модно, что его поэтому-то и надо воспринять. Этим, в частности, объясняется поразительная быстрота моды и ее распространения: количество ее адептов растет как снежный ком.
Но, приучившись воспринимать только модное, человек теряет желание, а затем и способность воспринимать литературу как таковую. Он не станет читать ни Пушкина, ни Толстого, ни Есенина, ни Шолохова, если они не окажутся в данный момент в моде. Но если это и произойдет, он воспримет в их творениях только внешние приметы, оказавшиеся в данный момент в моде.И в конечном счете такой человек начинает читать и ценить только «специально модные», созданные исключительно ради успеха произведения, ибо в них черты модности заострены, ярко выражены, бросаются в глаза. Было, например, немало молодых людей, которые, воспитав свой вкус на модных «юношеских» повестях второй половины 1950-х годов, могли действительно воспринимать прозу только этого типа (благо она публиковалась из месяца в месяц). И на все возражения отвечали, что такая проза современна, а они выше всего в искусстве ставят современность.
Мы уже говорили о том, что мода вырастает из погони за новизной, за современностью. Но теперь пора сказать и о другом. Если всерьез разобраться в существе дела, модность имеет очень мало общего с современностью в истинном смысле слова.Да, мода так или иначе связана с современной жизнью и вбирает в себя те или иные тематические и стилевые черты современной литературы. Однако внутренняя ее суть определяется не этим, а отталкиванием от предшествующей моды, ее отрицанием. Для моды существенна поэтому вовсе не современность в ее целостном и глубинном содержании, а какие-то внешние и отдельные ее приметы. И, естественно, современность отражается в ней поверхностно, односторонне, легковесно и в конечном счете искаженно.
Не менее важно другое. Современность в литературе отнюдь не представляет собой только изолированный момент «сегодняшнего дня». Она с необходимостью включает в себя прошлое, она есть продолжение, развитие векового исторического творчества. Она помнит все предшествующее, ибо «сегодня» в его истинном смысле нельзя понять вне этой памяти.
Мода, напротив, лишена историзма. Она беспамятна, она как бы требует, чтобы ради нее было начисто забыто все прошедшее. Отражая сегодняшний день, она отключает его от исторических связей, хотя она нередко и обращается вместе с тем к какому-то периоду прошлого, также изолируя его от всего остального.Все это вполне объяснимо: история литературы представляет собой органическое развитие, а история моды — метания от одной крайности к другой.
Скажем, лет десять назад было модно воспевать «ракеты», противопоставляя их «телегам» как символу отсталости и провинциальности. Ныне в моде как раз обратное, и поэты, грозно нападавшие на всякого рода «телеги», теперь сами превращают их в символы «исконности», «естественности» и т.п.Помню, как в свое время один модный поэт прямо-таки гневно говорил о сапогах, представив их как некое воплощение косности и старья. Он не предвидел, что мода сделает крутой вираж, «русские сапожки» наденут самые элегантные женщины мира, и ему как человеку, не могущему отставать от моды, придется воспеть эти сапожки...
Или другой пример. Лет десять назад в модную прозу властно вторгся специфический «молодежный жаргон». Несмотря на все протесты критиков и языковедов, он захватывал все более широкие области. Могло показаться, что литература уже не может обойтись без него. И что же? В сегодняшней прозе нелегко отыскать следы этого модного поветрия. А писатели, создавшие его, либо уже забыты, либо пишут совсем по-другому.«Метод» моды заключается в том, что какая-либо черта, какое-либо явление современности искусственно раздувается и затмевает все остальные. Так, модная на рубеже 50-60-х годов проза создавала впечатление, что вся молодежь страны говорит на характерном «жаргоне» — и, конечно, не только говорит, но и мыслит, и ведет себя соответственно.И читатели, верившие в то, что перед ними не просто модная, а современная проза вообще, начинали видеть всю жизнь в этом свете — то есть подменяли реальное бытие в его истинном богатстве сегодняшней литературной модой.
В конечном счете восприятие литературы сводится для таких читателей к восприятию характерных черт сменяющих друг друга модных писателей.Именно этим и определяется духовная жизнь тех, кто целиком оказался во власти моды. Таких людей хорошо изобразил Александр Блок в своем очерке «Русские денди» (1918). Герой очерка говорит: «Мы знаем всех наизусть — Сологуба, Бальмонта, Игоря Северянина, Маяковского, — но все это уже пресно; все это кончено; теперь, кажется, будет мода на Эренбурга... Мы—пустые, совершенно пустые». Да, полное погружение в моду именно опустошает души.Но это, конечно, крайнее выражение власти моды. Большинство людей, попадающих под ее воздействие, далеки от подобных крайностей. Широко распространено другое последствие увлечения модой: человек лишается способности отличать подлинно значительные произведения от заурядных, но модных. Любое модное явление кажется очень значительным — ведь им увлечены все, вокруг него столько разговоров и эмоций!
С другой стороны, произведения, в которых отдельные приметы современности выражены в утрированной, эффектной форме, сплошь и радом затмевают произведения, воплощающие глубокий и цельный смысл современности, но лишенные этой внешней и чаще всего дешевой эффектности.Показать, что в литературе подлинно современно, а что всего лишь модно, — в этом, очевидно, и состоит в данном случае главная задача критики. Но задача эта очень трудна. Никак нельзя, в частности, просто отбросить «модное»; необходимо показать, почему оно модно. Брань, как уже говорилась, тут может только помешать, только испортить все дело. Необходимо показать, как родилась та или иная мода, — а это необычайно сложная задача. Типичные в подобных случаях ссылки на «мещанские вкусы», «поиски сенсаций» и т.п. редко что-либо объясняют.
Надо, например, решить очень существенный вопрос — а как же зарождается мода? Кто выступает в роли ее «законодателей»? Ответить на этот вопрос трудно, ибо речь идет о самых различных конкретных ситуациях. Иногда мода возникает в литературных кругах; иногда, напротив, в далекой от них среде (так было, например, с модой на Игоря Северянина). Большую роль в утверждении моды играет активная часть молодежи, которая ищет в литературе прежде всего новизны, призванной выразить новизну самой этой молодежи. Так, громадный успех стихов Бенедиктова во многом связан с исканиями тогдашней молодежи, стремившейся утвердить в литературе новое, свое собственное слово. Бенедиктовым страстно увлекались, в частности, все тогдашние молодые писатели, поэты — и Некрасов, и Фет, и Тургенев, и Аполлон Григорьев, и Полонский.
Между прочим, процессы рождения и развития литературной моды широко исследованы в работах представителей известной литературоведческой школы 1910-1920-х годов — ОПОЯЗ (Общество изучения поэтического языка). Эта школа, на мой взгляд, вообще занималась изучением не столько литературы как таковой, сколько вырастающей на ее почве литературной моды. Рассмотренные с этой точки зрения опоязовские работы представляют очень большой интерес и помогают многое понять.Рождение той или иной литературной моды может быть связано с самыми разными факторами. Одно произведение становится модным потому, что оно касается какой-нибудь острой социально-политической проблемы, другое, напротив, потому, что уходит в неосвоенные сферы интимной жизни; одно поражает новизной своей темы, другое — новизной стиля. Большую роль играет здесь и самая форма отношения автора к читателю — иногда побеждает мягкая, доверительная интонация, иногда, наоборот, надменное эпатирование. Точно так же могут иметь успех тон «учительный» и панибратский, ломкий юношеский голос и искусственно созданный голос умудренной зрелости, сугубая усложненность образа и предельная его элементарность и т.д. и т.п.
В
то же время для моды не имеет существенного значения художественная ценность произведения в ее высоком и
непреходящем смысле. В данном случае ценна как раз сама по себе модность. Мода
способна как бы уравнять великого и заурядного писателя, истинное искусство и
игру
в искусство... Так, скажем, десять лет назад, на рубеже 1950-1960-х годов оказались в моде такие совершенно разные по своему уровню, художественным принципам и направлению поэты, как Э.Асадов, Б.Ахмадулина, А.Ахматова, Е.Винокуров, А.Вознесенский, Евг.Евтушенко, Н.Заболоцкий, Р.Казакова, И.Кобзев, Л.Мартынов, Н.Матвеева, Б.Окуджава, Б.Пастернак, Б.Слуцкий, В.Федоров, В.Фир-сов, В.Цыбин и другие.Все они привлекли весьма широкое читательское внимание, хотя, конечно, не одинаково широкое, ибо в моде с этой точки зрения есть свои градации. Так, скажем, Е.Винокуров в то время имел меньший успех, чем Э.Асадов, но явно больший, чем Н. Заболоцкий, который точно определял в 1957 году свое место в читательском внимании:
...известный поэт,
Хоть любимый не всеми
И понятый также не всеми...
То, что «модных» поэтов появилось тогда так много, не удивляет, ибо сами стихи вообще оказались в это время в моде. Скорее может удивить пестрота этого перечня имен — в нем, кажется, невозможно установить хоть какой-либо порядок...Однако взгляд на развитие литературной моды убеждает, что дело сплошь и рядом обстоит именно так. Вот, например, перечень модных поэтов рубежа 1820-1830-х годов (этот перечень можно почерпнуть из многих критических статей того времени — в частности, из общеизвестных «Литературных мечтаний» Белинского): Е.Боратынский, П.Вяземский, Ф.Глинка, Д.Давыдов, М.Деларю, А.Дельвиг, В.Жуковский, А.Измайлов, И.Козлов, Д.Озно-бишин, А.Пушкин, А.Подолинский, С.Раич, В.Туманский, С.Шевырев, А.А.Шишков, Н.Языков и другие. Картина также достаточно пестрая...
Но вернемся к современности. Я предвижу одно возражение, касающееся уже поставленной выше проблемы. Мне могут сказать, что названные мною «модные» поэты имели успех в совсем разных кругах. Однако я убежден, что это верно лишь по отношению к сравнительно небольшой, наиболее активной части читателей или даже, точнее, по отношению к «законодателям моды», к тем, кто ее «создавал». Мода на тех или иных названных поэтов действительно зародилась в совершенно различных кругах, но, «войдя в моду», они стали, так сказать, общим достоянием.
Мне неоднократно доводилось устраивать несложные анкетные опросы в аудиториях — главным образом, студенческих — различных городов страны. Я предлагал каждому из присутствующих составить перечень имен любимейших современных поэтов, и на переданных мне листках то и дело оказывались рядом имена, которые явно несовместимы с точки зрения «законодателей моды»: скажем, Э.Асадов и А.Вознесенский, А.Ахматова и Р.Казакова, Евг.Евтушенко и В.Фирсов, Н.Заболоцкий и И.Кобзев, Б.Слуцкий и В.Федоров и т.п. Кстати сказать, подобные же сочетания модных имен часто встречались мне и в опубликованных письмах читателей.
Уже говорилось, что литературное явление может оказаться в моде по самым различным причинам. Но когда оно уже попало в поле тяготения моды, происходит своего рода нивелировка. Главное, что данное явление модно, остальное — это уже второстепенные моменты.Конечно, очень многие из поклонников Пушкина или Чехова воспринимали их произведения поверхностно — прежде всего как модные явления. И тем не менее они прикасались к великому творчеству, и это чаще всего не могло пройти бесследно.В то же время мода не может не тревожить или даже возмущать, когда огромные массы молодежи упиваются посредственной или просто халтурной беллетристикой, которая неизбежно развращает умы, души, эстетический
Это, разумеется, вовсе не значит, что читатели склонны вообще бездумно принимать любого модного поэта. И все же воздействие моды — чрезвычайно сильная и властная стихия. В этой статье я, конечно, и не пытаюсь определить ее природу — для этого нужны солидные научные исследования. Я стремился только обратить внимание на первостепенную важность и сугубую сложность проблемы литературной моды. И все же необходимо хотя бы в двух словах ответить на вопрос: литературная мода — плохо это или хорошо?Я полагаю, что сама по себе мода — это не плохо и не хорошо: она просто существует, как существует, скажем, цивилизация вообще. Она представляет собою необходимое явление современной жизни, причем явление очень значительное, так сказать, и по своему объему, и по силе воздействия на людей. Словом, отрицание моды как таковой — это пассеизм, это безоговорочное, фанатическое предпочтение прошлого.
Я не могу сетовать на моду, если она подвигает неведомого офицера, рискуя карьерой, встречать салютом молодого Пушкина, — ибо как еще должна была встречать его Россия?! Я готов восхищаться модой, когда вся читающая Россия с упоением обращается к Чехову, который, кстати, долгие годы был уверен, что его творчество не способно «пьянить и порабощать»...Но на мой взгляд, критик должен всегда стоять выше моды — даже если речь идет о моде на действительно выдающегося писателя.Моду необходимо изучать, необходимо проникать в механику ее формирования и воздействия. Правда, сейчас эта механика связана с такими явлениями, которые далеки от литературы в собственном смысле, — прежде всего со средствами массовой информации. Попав — иногда даже по какой-то случайной причине — в определенный канал этой информации, слово писателя способно разрастись до невероятных размеров; выражаясь метафорически, комариный писк может превратиться в раскаты грома. И писатель быстро уверяет себя в том, что это его собственный голос сотрясает небесные своды...
Мне представляется, что сейчас, как никогда, необходимо глубокое осознание процессов, совершающихся в литературе, всестороннее самосознание литературы. И одна из очень важных задач в этом ряду — осознание сущности литературной моды.