"Схимники земли" и "удобные машины"

 

 

В газете "Труд" 1 марта 1997 года появилась статья А.Филип­пова под названием "Осень патриотов". Эмоциональные размыш­ления А.Филиппова, несмотря на то что эмоций в них гораздо больше, чем мыслей, заслуживают все же серьезного внимания, ибо выражают очень широко распространенную ныне настроен­ность. Правда, он едва ли уместно начал с высмеивания тех, кто, по его словам, "из любви к Родине сделал профессию". Ведь сейчас явно и всецело господствуют авторы и ораторы, о коих с полным правом можно сказать, что они, напротив, сделали профессию из ненависти к Родине, и было бы и более разумно, и более нравст­венно начать разговор именно с них. Но удовлетворимся тем, что сам А.Филиппов так или иначе стремится идти по "третьему" пути, который он, в частности, определил как "сочетание гордости и стыда за свой народ, презре­ния и любви к Родине". Необходимо только добавить, что попросту заявлять о своей гордости и — равным образом — презрении и т.п. допустимо в беседе с приятелями или в частном письме (подобное пушкинское письмо Петру Вяземскому А.Филиппов цитирует). Если же человек решил высказать эти свои чувства в средствах массовой информации, он обязан, полагаю, обосновать их — иначе рискует не только вызвать возмущение сограждан, но и скомпрометировать самого себя. Так, недавно профессор Баткин с презрением заявил с телеэкрана, что вот, мол, пока в России прогрес­сировал социалистический паралич, в США было совершено ве­ликое дело — создание лазера. Представляю, как это восприняло множество людей, знающих, что русские физики Басов и Прохоров стали нобелевскими лауреатами как раз за создание лазера... А.Филиппов сосредоточил свой критический пафос на другом: он говорит главным образом о неблагоустроенности и низком уровне жизни в России. И эта резкая самокритика не вызывала бы никаких возражений, если бы она основывалась на глубоко продуманных представлениях о возможном благоустройстве и со­циально-экономическом развитии нашего Отечества. Но в статье все сводится к прямолинейному сравнению с преуспевающими (по слову автора) или, как чаще говорят, "высокоразвитыми" странами. Нет сомнения, что качество жизни в этих странах, где обитает 15% населения планеты, во многих отношениях и намного лучше, чем в России. И этот факт повергает нашего автора — как и массу людей сегодня — чуть ли не в отчаяние. При этом почему-то полностью исчезает из сознания тот факт, что более 4/5 землян живут хуже или даже гораздо хуже, чем население России. Впро­чем, за последние годы осуществлена такая обработка умов, что многие, пожалуй, усомнятся в истинности моего утверждения; поэтому сошлюсь на автора, которого никто не заподозрит в ла­кировке положения в России. Освободившись от руководства построением "рыночной эконо­мики", Е.Гайдар огляделся вокруг и написал сочинение "Государ­ство и эволюция", в самом начале которого безоговорочно конста­тировал: "Несомненная правда, что большинство стран с рыночной, капиталистической экономикой пребывает в жалком состоянии, застойной бедности. Они куда беднее, чем Россия" (отмечу, что речь идет о России 1995-го, а не, скажем, 1984 г.). И вот что прямо-таки замечательно. Выступая в популярной телепрограмме "Один на один", я привел это суждение, но сидевший напротив меня ветеран КПСС, а ныне ярый "выборосс" и "рыночник" А.Нуйкин возопил, что я лгу, что Гайдар никак не мог написать ничего подобного. Но вернемся к статье А.Филиппова. Если бы он отнесся к своей теме более серьезно, перед ним встала бы задача выбрать одно из двух: либо отчаиваться по поводу того, что Россия живет хуже, чем 15% населения Земли, либо удовлетвориться тем, что она живет (даже и сегодня) лучше, нежели 82%. Но он явно без каких-либо раздумий выбрал первое и тем самым примкнул к столь характерным для России максимализму и утопизму, которые он, между прочим, осуждает в этой же своей статье. Именно в силу максималистских и утопических настроений множество лю­дей несколько лет назад уверовало, что можно-де, разрушив на­личную социально-экономическую систему своей страны, постро­ить на ее развалинах иную, "преуспевающую"... В результате дело идет теперь не о каком-либо благоустройстве (которого столь жаж­дет А.Филиппов), а об элементарном выживании. Россия с точки зрения материального благополучия всегда отставала от преуспевающих стран и, конечно же, никогда не сможет догнать их. Причин тут очень много — и очень разных; для их уяснения пришлось бы написать целый трактат. Скажу только об одной — наиболее простой и наглядной — климатиче­ских условиях. Мне могут возразить, что есть преуспевающие страны, расположенные в тех же географических широтах; однако климат определяется вовсе не только расстоянием от полюса. В южных районах Скандинавского полуострова и Канады, где сосре­доточено 90% их населения, обычная средняя температура января плюс 2 — 5 градусов, а в южных районах России минус 8 — 12 градусов! И сезон сельскохозяйственных работ в России продол­жается всего лишь 4 — 6 месяцев, между тем как в преуспевающих странах — 8 — 9 месяцев! Наконец, жилые и производственные помещения в России необходимо повседневно отапливать в течение 6 — 8 месяцев, что означает гигантские затраты энергоносителей, не имеющие места в преуспевающих странах. Поэтому презрение к России за ее описываемое А. Филипповым отставание от преуспевающих стран не более основательно, чем презрение к ней за присущий ей климат. Вернувшись после почти четверти века жизни в преуспевающих странах в Россию и стол­кнувшись с заморозками в июне , Тютчев (кстати, пламенный русофил) писал жене: "Что за страна! Боже мой, что за страна! И не достойны ли презрения те, кто в ней остается?.. " В частном письме подобный жестокий, черный юмор, конечно, вполне уместен. Но Тютчев высоко ценил стихи своего — и пуш­кинского — друга Петра Вяземского, который полтора столетия назад так обращался к соотечественникам:

 

За трапезой земной печально место ваше!

Вас горько обошли пирующею чашей.

На жертвы, на борьбу судьбы вас обрекли:

В пустыне снеговой вы — схимники Земли.

Бог помощь вам, друзья! Его нужна вам благость,

Чтоб бодро выносить суровой жизни тягость,

Чтоб ропот одолеть, не унывать умом

И скудно добывать настойчивым трудом.

Бог помощь! Свят ваш труд, на вечный бой похожий...

 

Итак, свят труд, похожий на вечный бой... А.Филиппов усмат­ривает святое только в монастыре

у городка Истра. Но и в этой части его статьи все опять-таки слишком неосновательно. Так, патриарх Никон, по мнению Филиппова, воплощал в сем мона­стыре "идею Третьего Рима". В действительности же с этой прин­ципиально изоляционистской идеей был связан как раз неприми­римый противник патриарха — протопоп Аввакум, а Никон при­лагал все усилия для приобщения русской церкви ко Вселенской, и потому справедливо считается предшественником Петра I. Воскресенский (Новый Иерусалим именуемый) монастырь в самом деле дает почву для содержательных размышлений о судьбе России... В 1941 году мощнейшая в истории военная машина, вобравшая в себя энергию почти всей Европы, смела этот мона­стырь с лица земли. Я, человек, мягко выражаясь, далеко не молодой, своими глазами видел его жалкие руины, тонущие в огромных грудах мелких обломков (это и теперь можно увидеть на старых фотографиях и кинокадрах). И, признаюсь, никак не мог тогда предположить, что название монастыря — Воскресен­ский — оправдается... Тем не менее уже к 1959 году основное было восстановлено атеистическим государством. И это свершение по-своему столь же значительно, как и само создание монастыря... Взгляд Алексея Филиппова как бы замутнен ходячими сиюми­нутными настроениями, многого он не видит и даже едва ли стремится видеть. Вот он спускается с монастырского холма в город Истру — и перед его зрачками одни только (цитирую) "серые, стертые лица людей, не знающих, зачем они живут". Мой долгий опыт убеждает, что в любом городе, в любом селении России есть люди, способные вызвать истинное восхищение. Я много лет знаком с жителем той самой Истры — офицером местной милиции Леонидом Гурченко. Он пишет интереснейшие стихи, публиковавшиеся в самых высококультурных изданиях, начиная с московского "Дня поэзии". Он — автор оригинальных исследо­ваний о судьбе гениального мыслителя XI века митрополита Ила-риона и о "Слове о полку Игореве" — исследований, привлекших внимание многих специалистов. Мне довелось рассказывать об этом истринском милиционере иностранцам, и они раскрывали рты от удивления. Конечно же, такие люди есть не только среди российских милиционеров: я мог бы назвать в этом ряду тысячи имен изве­стных мне людей самых разных профессий. Но поскольку в крат­ком рассуждении это невозможно, скажу все же именно о мили­ционерах, чтобы показать: даже и среди лично известных мне людей одной только этой профессии Л.Гурченко вовсе не уникум. Вот давно знакомый мне офицер московской милиции — Николай Паншев. Движимый любовью к Достоевскому, он собрал для своей богатой библиотеки все его прижизненные публикации (а это было очень непросто) и сделал глубокие выводы из их тщательного изучения, о которых рассказывал и с телеэкрана, и на конферен­циях, в том числе международных. И еще один мой близкий знакомый, увы, недавно скончавшийся, полковник МВД Алек­сандр Лобзов, создавший десятки превосходных романсов на стихи русских поэтов — от Тютчева до Рубцова, — романсов, звучащих и поныне в концертах, по радио и на телевидении. Притом все трое упомянутых мной людей — настоящие профессионалы и в своем основном деле. И последнее. По словам А.Филиппова, люди должны знать, "зачем они живут", в чем "смысл" и "цель" их жизни. Это доста­точно спорное суждение; многие серьезные мыслители доказывали, что жизнь самоцельна, что ее смысл — в ней самой или, по крайней мере, в ней есть (по формуле Канта) только целесообразность — без определенной цели. Но это трудный и долгий спор. Скажу о другой, более элемен­тарной проблеме. Говоря о том, что человек в "преуспевающих" странах "знает (по крайней мере не сомневается, что знает), в чем был смысл жизни его предков", А.Филиппов усматривает этот смысл в следующем: предки жили ради того, чтобы их потомок обитал "в красивом доме" и ездил "в удобной машине", а потомок, очевидно, будет жить для обеспечения "удобной машины" своему потомку. Едва ли какой-либо — и в особенности русский — мыслящий человек согласится с таким представлением о смысле человеческого бытия...



Hosted by uCoz