В газете "Труд" 1 марта 1997 года появилась статья А.Филиппова под названием "Осень патриотов". Эмоциональные размышления А.Филиппова, несмотря на то что эмоций в них гораздо больше, чем мыслей, заслуживают все же серьезного внимания, ибо выражают очень широко распространенную ныне настроенность. Правда, он едва ли уместно начал с высмеивания тех, кто, по его словам, "из любви к Родине сделал профессию". Ведь сейчас явно и всецело господствуют авторы и ораторы, о коих с полным правом можно сказать, что они, напротив, сделали профессию из ненависти к Родине, и было бы и более разумно, и более нравственно начать разговор именно с них. Но удовлетворимся тем, что сам А.Филиппов так или иначе стремится идти по "третьему" пути, который он, в частности, определил как "сочетание гордости и стыда за свой народ, презрения и любви к Родине". Необходимо только добавить, что попросту заявлять о своей гордости и — равным образом — презрении и т.п. допустимо в беседе с приятелями или в частном письме (подобное пушкинское письмо Петру Вяземскому А.Филиппов цитирует). Если же человек решил высказать эти свои чувства в средствах массовой информации, он обязан, полагаю, обосновать их — иначе рискует не только вызвать возмущение сограждан, но и скомпрометировать самого себя. Так, недавно профессор Баткин с презрением заявил с телеэкрана, что вот, мол, пока в России прогрессировал социалистический паралич, в США было совершено великое дело — создание лазера. Представляю, как это восприняло множество людей, знающих, что русские физики Басов и Прохоров стали нобелевскими лауреатами как раз за создание лазера... А.Филиппов сосредоточил свой критический пафос на другом: он говорит главным образом о неблагоустроенности и низком уровне жизни в России. И эта резкая самокритика не вызывала бы никаких возражений, если бы она основывалась на глубоко продуманных представлениях о возможном благоустройстве и социально-экономическом развитии нашего Отечества. Но в статье все сводится к прямолинейному сравнению с преуспевающими (по слову автора) или, как чаще говорят, "высокоразвитыми" странами. Нет сомнения, что качество жизни в этих странах, где обитает 15% населения планеты, во многих отношениях и намного лучше, чем в России. И этот факт повергает нашего автора — как и массу людей сегодня — чуть ли не в отчаяние. При этом почему-то полностью исчезает из сознания тот факт, что более 4/5 землян живут хуже или даже гораздо хуже, чем население России. Впрочем, за последние годы осуществлена такая обработка умов, что многие, пожалуй, усомнятся в истинности моего утверждения; поэтому сошлюсь на автора, которого никто не заподозрит в лакировке положения в России. Освободившись от руководства построением "рыночной экономики", Е.Гайдар огляделся вокруг и написал сочинение "Государство и эволюция", в самом начале которого безоговорочно констатировал: "Несомненная правда, что большинство стран с рыночной, капиталистической экономикой пребывает в жалком состоянии, застойной бедности. Они куда беднее, чем Россия" (отмечу, что речь идет о России 1995-го, а не, скажем, 1984 г.). И вот что прямо-таки замечательно. Выступая в популярной телепрограмме "Один на один", я привел это суждение, но сидевший напротив меня ветеран КПСС, а ныне ярый "выборосс" и "рыночник" А.Нуйкин возопил, что я лгу, что Гайдар никак не мог написать ничего подобного. Но вернемся к статье А.Филиппова. Если бы он отнесся к своей теме более серьезно, перед ним встала бы задача выбрать одно из двух: либо отчаиваться по поводу того, что Россия живет хуже, чем 15% населения Земли, либо удовлетвориться тем, что она живет (даже и сегодня) лучше, нежели 82%. Но он явно без каких-либо раздумий выбрал первое и тем самым примкнул к столь характерным для России максимализму и утопизму, которые он, между прочим, осуждает в этой же своей статье. Именно в силу максималистских и утопических настроений множество людей несколько лет назад уверовало, что можно-де, разрушив наличную социально-экономическую систему своей страны, построить на ее развалинах иную, "преуспевающую"... В результате дело идет теперь не о каком-либо благоустройстве (которого столь жаждет А.Филиппов), а об элементарном выживании. Россия с точки зрения материального благополучия всегда отставала от преуспевающих стран и, конечно же, никогда не сможет догнать их. Причин тут очень много — и очень разных; для их уяснения пришлось бы написать целый трактат. Скажу только об одной — наиболее простой и наглядной — климатических условиях. Мне могут возразить, что есть преуспевающие страны, расположенные в тех же географических широтах; однако климат определяется вовсе не только расстоянием от полюса. В южных районах Скандинавского полуострова и Канады, где сосредоточено 90% их населения, обычная средняя температура января плюс 2 — 5 градусов, а в южных районах России минус 8 — 12 градусов! И сезон сельскохозяйственных работ в России продолжается всего лишь 4 — 6 месяцев, между тем как в преуспевающих странах — 8 — 9 месяцев! Наконец, жилые и производственные помещения в России необходимо повседневно отапливать в течение 6 — 8 месяцев, что означает гигантские затраты энергоносителей, не имеющие места в преуспевающих странах. Поэтому презрение к России за ее описываемое А. Филипповым отставание от преуспевающих стран не более основательно, чем презрение к ней за присущий ей климат. Вернувшись после почти четверти века жизни в преуспевающих странах в Россию и столкнувшись с заморозками в июне , Тютчев (кстати, пламенный русофил) писал жене: "Что за страна! Боже мой, что за страна! И не достойны ли презрения те, кто в ней остается?.. " В частном письме подобный жестокий, черный юмор, конечно, вполне уместен. Но Тютчев высоко ценил стихи своего — и пушкинского — друга Петра Вяземского, который полтора столетия назад так обращался к соотечественникам:
За трапезой земной печально
место ваше!
Вас горько обошли пирующею
чашей.
На жертвы, на борьбу судьбы
вас обрекли:
В пустыне снеговой вы — схимники Земли.
Бог помощь вам, друзья! Его
нужна вам благость,
Чтоб бодро выносить суровой
жизни тягость,
Чтоб ропот одолеть, не
унывать умом
И скудно добывать настойчивым
трудом.
Бог помощь! Свят ваш труд, на
вечный бой похожий...
Итак, свят труд, похожий на
вечный бой... А.Филиппов усматривает святое только в монастыре
у городка Истра. Но и в этой
части его статьи все опять-таки слишком неосновательно. Так, патриарх Никон, по
мнению Филиппова, воплощал в сем монастыре "идею Третьего Рима". В
действительности же с этой принципиально изоляционистской идеей был связан как раз непримиримый противник патриарха — протопоп
Аввакум, а Никон прилагал все усилия для приобщения русской церкви ко
Вселенской, и потому справедливо считается предшественником Петра I.
Воскресенский (Новый Иерусалим именуемый) монастырь в самом деле дает почву для
содержательных размышлений о судьбе России... В 1941 году мощнейшая в истории
военная машина, вобравшая в себя энергию почти всей Европы, смела этот монастырь
с лица земли. Я, человек, мягко выражаясь, далеко не молодой, своими глазами
видел его жалкие руины, тонущие в огромных грудах мелких обломков (это и теперь
можно увидеть на старых фотографиях и кинокадрах). И, признаюсь, никак не мог
тогда предположить, что название монастыря — Воскресенский — оправдается...
Тем не менее уже к 1959 году основное было восстановлено атеистическим
государством. И это свершение по-своему столь же значительно, как и само
создание монастыря... Взгляд Алексея Филиппова как бы замутнен ходячими сиюминутными
настроениями, многого он не видит и даже едва ли стремится видеть. Вот он
спускается с монастырского холма в город Истру — и перед его зрачками одни
только (цитирую) "серые, стертые лица людей, не знающих, зачем они
живут". Мой долгий опыт убеждает, что в любом городе, в любом селении
России есть люди, способные вызвать истинное восхищение. Я много лет знаком с
жителем той самой Истры — офицером местной милиции Леонидом Гурченко. Он пишет
интереснейшие стихи, публиковавшиеся в самых высококультурных изданиях, начиная
с московского "Дня поэзии". Он — автор оригинальных исследований о
судьбе гениального мыслителя XI века митрополита Ила-риона и о "Слове о
полку Игореве" — исследований, привлекших внимание многих специалистов.
Мне довелось рассказывать об этом истринском милиционере иностранцам, и они
раскрывали рты от удивления. Конечно же, такие люди есть не только среди российских милиционеров: я мог бы назвать в этом ряду тысячи
имен известных мне людей самых разных профессий. Но поскольку в кратком
рассуждении это невозможно, скажу все же именно о милиционерах, чтобы
показать: даже и среди лично известных мне людей одной только этой профессии
Л.Гурченко вовсе не уникум. Вот давно знакомый мне офицер московской милиции —
Николай Паншев. Движимый любовью к Достоевскому, он собрал для своей богатой
библиотеки все его прижизненные публикации (а это было очень непросто) и сделал
глубокие выводы из их тщательного изучения, о которых рассказывал и с
телеэкрана, и на конференциях, в том числе международных. И еще один мой
близкий знакомый, увы, недавно скончавшийся, полковник МВД Александр Лобзов,
создавший десятки превосходных романсов на стихи русских поэтов — от Тютчева до
Рубцова, — романсов, звучащих и поныне в концертах, по радио и на телевидении.
Притом все трое упомянутых мной людей — настоящие профессионалы и в своем
основном деле. И последнее. По словам А.Филиппова, люди должны знать,
"зачем они живут", в чем "смысл" и "цель" их
жизни. Это достаточно спорное суждение; многие серьезные мыслители доказывали,
что жизнь самоцельна, что ее смысл — в ней самой или, по крайней мере, в ней
есть (по формуле Канта) только целесообразность
— без определенной цели.
Но это трудный и долгий спор. Скажу о другой, более элементарной проблеме.
Говоря о том, что человек в "преуспевающих" странах "знает (по
крайней мере не сомневается, что знает), в чем был смысл жизни его
предков", А.Филиппов усматривает этот смысл в следующем: предки жили ради
того, чтобы их потомок обитал "в красивом доме" и ездил "в
удобной машине", а потомок, очевидно, будет жить для обеспечения
"удобной машины" своему потомку. Едва ли какой-либо — и в особенности
русский — мыслящий человек согласится с таким представлением о смысле
человеческого бытия...