6
Поистине
анекдотическое «выведение» Сталина из Ивана Грозного еще как-то простительно
для заокеанских публицистов, сформировавшихся в атмосфере всякого рода
рекламных мифов. Но писателю, который действительно ставит перед собой задачу
понять явление Сталина, следовало бы прежде всего задуматься о «долгих муках
родов», неизбежно связанных с возникновением нового общественного строя. Вместо того чтобы всуе поминать Ивана Грозного, стоило бы
обратиться хотя бы к истории Великой французской революции и вспомнить, что
одним из ее знаменитых изобретений была гильотина, которая за несколько лет
обезглавила — во имя революции — 17 тысяч человек, среди коих были не только
члены королевской семьи, но и, скажем, крупнейший ученый той эпохи Антуан Лавуазье, и величайший французский поэт XVIII века Андре Шенье. Притом люди гибли
тогда, конечно, не только под ножом гильотины, а кроме того, даже и эти 17
тысяч — цифра громадная, если учесть, что, во-первых, число жителей Франции, в
то время было в несколько раз меньше нынешнего, а во-вторых, в революции
непосредственно участвовало в основном лишь население очень немногих и очень
небольших (в сравнении с сегодняшними) городов. Среди казненных были и почти
все важнейшие герои революции... Автор одного из
самых глубоких сочинений о Великой французской революции, Алексис Токвиль (1805—1859),
имя которого числится сегодня среди имен наиболее замечательных мыслителей
первой половины XIX века, писал: «Могучее поколение,
начавшее Революцию, было истреблено и обессилено, как бывает обыкновенно со
всяким поколением, предпринимающим такие деяния». С другой стороны, революция,
утверждал Токвиль, «вовсе не стремилась навсегда ввести беспорядок, сделать его
постоянным, обратить анархию в общее правило, как выразился один из главных
противников Революции (имеется в виду, вероятно, крайний консерватор Жозеф де
Местр. — В. К.), напротив, она
заботилась об увеличении могущества и прав государственной власти». Здесь схвачены некоторые основные тенденции революции1;
и только
прямо-таки «детскоарбатское» представление об истории может усматривать в осуществлении
этих тенденций результат злокозненных интриг неких нехороших «дядей». Впрочем, особенно наивно, пожалуй, выразившееся в «Детях
Арбата» недовольство «беззаконностью» тех или иных акций. Революция всегда есть
— на первой, могущей длиться достаточно долго, стадии — отмена законности
вообще. Менжинский, о котором А. Рыбаков
говорит с сочувствием, писал в воспоминаниях о своем предшественнике на посту
председателя ОГПУ Дзержинском: «Наказание, как таковое, он отметал
принципиально, как буржуазный подход.
1 Речь идет в данном случае о революции вообще; выше уже
говорилось, что сталинизм порожден не
социализмом в его истинной сути, но грандиозным социальным катаклизмом.
На меры
репрессии он смотрел только как на средство борьбы, причем все определялось
данной политической обстановкой и перспективой дальнейшего развития революции.
Одно и то же контрреволюционное деяние при одном положении СССР требовало, по
его мнению, расстрела, а несколько месяцев спустя арестовать за подобное дело
он считал бы ошибкой» (выделено мною. — В.
/С.). В таком подходе к делу Менжинский, понятно, видел и свой идеал. Вообще-то А. Рыбаков просто не мог всего этого не знать
(понимать — это уже другое дело). И в самом его романе «беззаконность»
революционного деяния показана достаточно внятно. Все дело в том, что
«беззаконность» возмущает его только лишь в тех случаях, когда она несет
неприятности любезным ему людям. О более или
менее положительном герое романа, Березине, А. Рыбаков рассказывает даже со
своего рода восхищением: «Будучи... председателем Губчека, он осуществлял
красный террор, но мог и отпустить на все четыре стороны незадачливого либерала
или перетрусившего буржуя, если видел, что они для революции не опасны». А в
другой раз мог бы, значит, и не отпустить... Но главное даже и не в этом. Ведь
совершенно ясно, что вопрос о том, расстрелять или отпустить, Березин решает на
основе своего чисто личного усмотрения («если видел»). А. Рыбаков с глубокой симпатией изображает действия члена
партколлегии ЦКК А. А. Сольца (между прочим, Ю. Трифонов в своей упоминавшейся
книге рассказал, что Сольц был главным наставником его отца). В «Детях Арбата»
даже со своего рода упоением показано, как Сольц в течение всего нескольких
минут «разбирается» в деле совершенно неизвестного ему студента Саши
Панкратова, и несмотря на то, что последний был исключен из комсомола на
заседании партийного бюро с активом, а затем на совместном заседании бюро
райкома партии и комсомола, Сольц мгновенно и единолично отменяет это решение,
- к тому же несколько странно, надо сказать, обосновывая свое несогласие: «Вы
его выкинули из института, куда ему идти? В грузчики?» (Как будто работать
грузчиком — это жесточайшее наказание.)
Ясно, что
Панкратова исключили несправедливо. Но речь совсем не об этом. Неужели писатель
не понимает, что самый способ, каким решает дело Сольц, несет в себе страшную
опасность? Ведь когда вскоре после «диктаторского жеста» Сольца Сашу Панкратова
все же арестовывают, эта акция совершается на основе точно такого же по своей
сути «жеста». Панкратов
восторженно размышляет о том, что для отмены приговора над ним «Сольцу не
требуется никаких инстанций, никаких бумаг, никаких решений». Но трудно понять,
почему писатель спустя полвека ни в чем не обнаруживает своего несогласия или
хотя бы уж сомнения, никак не намекает, что подобный «порядок» чреват
тяжелейшими последствиями? Ведь тот факт, что Сольц может, в сущности, без
всякого изучения дела и целиком по своему собственному усмотрению отменить
решения нескольких «инстанций», как раз и выражает собой всю атмосферу и
данного, и последующего времени. Но ни Саше, ни — а это уже странно — самому
автору не приходит в голову, что именно в этом «корень» тех явлений, которые их
так огорчают.
Но главное
здесь, собственно, не в этом. Глубокая суть происходящего вообще не затронута в
романе А. Рыбакова, как и во множестве других сочинений на ту же тему. Главное
в том, что герои эпохи абсолютно убеждены в своей правоте. Об одном из наиболее
положительных героев «Детей Арбата», Будягине, с торжественным пафосом
говорится, что «он обладал высшим мужеством революционера: брал на себя
ответственность за судьбы людей, ввергнутых в горнило социальных потрясений.
Падали рядом люди, виноватые, невиновные, но он верил, что прокладывает путь
новому поколению» (выделено мной. — В.
К.). Этот «путь»
перестает удовлетворять А. Рыбакова лишь тогда, когда начинают «падать» дорогие
ему люди вроде Саши Панкратова. И он пытается объяснить все беды тем, что к
власти темными путями пробрались «нехорошие» люди — начиная со Сталина и кончая
каким-нибудь изображенным в романе Юрием Широком. Выше уже шла речь о том, что общенародная и даже
всемирно-историческая драма подменяется в романе мелкой возней негодяев и
ничтожеств. Нет сомнения, что всякого рода «злые» люди играют свою и подчас
тяжкую роль в истории. Однако сводить историю к этому уместно лишь в сказках.
Истинная трагедийность истории, и в особенности революционной истории, состоит
совсем не в этом. Шолохов в
«Поднятой целине» создал образ абсолютно бескорыстного слуги революции Макара
Нагульнова, неспособного даже на злобу и месть в отношении Давыдова, к которому
уходит его, Нагульнова, жена Лушка. Но вот что выкрикивает этот шолоховский
герой в 1930 году по адресу Андрея Разметнова, пожалевшего семьи
раскулачиваемых станичников: «Гад! Как
служишь революции? Жа-ле-е-шь? Да я... тысячи станови зараз дедов, детишек,
баб... да скажи мне, что надо их в распыл... для революции надо... Я их из
пулемета... всех порежу!» Действительная
трагедийность революции именно в таком сознании и поведении ее героев, а вовсе
не в пакостях примазывающихся к ней дельцов. Это нелегко понять и тем более
принять, но все же самые великие и высокие эпохи в истории человечества — это
одновременно эпохи величайших жертв и потерь... Замечательный современный исследователь истории культуры А.Ф.
Лосев говорит в конце своего трактата «Эстетика Возрождения» (1978): «Гора
трупов, которой кончается каждая трагедия Шекспира, есть ужасающий символ...
Возрождения». Доказать, что
Сталин был плохой человек, вовсе еще не означает что-либо объяснить. Как уже
говорилось, суть дела в том, что мощная всемирная сила превратила Сталина в
человекобога, который мог приказать уничтожить или отправить в лагерь кого
угодно. А. Рыбаков старается убедить читателя в том, что Сталин творил подобные
вещи из-за своего отвратительного характера. В этом вопросе, несомненно, был
гораздо более прав, скажем, И. Эренбург, который - с чем нельзя спорить -
гораздо ближе, чем А. Рыбаков, был знаком с реальными явлениями эпохи1. В 1965 году И. Эренбург писал: «Сталин до
конца своей жизни считал себя коммунистом, учеником и продолжателем Ленина, не
только говорил, но и думал, что ведет народ к высокой цели и что для этого не
нужно брезговать никакими средствами». Это объяснение,
конечно, ни в коей мере не «обеляет» Сталина. Ибо «не брезговать никакими
средствами» — достаточно нетерпимый порок, и нет сомнения, что отечественная
этическая традиция никогда не простит Сталина, как не простила она Ивана
Грозного. Вообще в данном случае речь идет
вовсе не о том, насколько «плох» или «хорош» был Сталин, но о понимании хода
истории. «Понимание», при котором этот ход оказывается зависимым прежде всего
от того, хорошие или плохие «дяди» стоят у власти, никак не может приблизить к
истине.
1 И в силу возраста (на 20 с лишним лет старше), и из-за личных
отношений со многими руководящими людьми.