ЭТНОСФЕРА И КОСМОС

Все, что можно зафиксировать как научными приема­ми, так и простым наблюдением, есть изменение в окру­жающем нас мире. Только процессы и эксцессы улавли­ваются нашим сознанием, а затем служат поводом для размышлений и объяснений. Это диалектика природы и истории, т.е. пространства и времени, а поскольку мир вокруг нас постоянно изменяется, то, естественно, он яв­ляется объектом науки.

Древние люди знали о космосе, наблюдая движение звезд и планет, но считали сам факт такого перемещения вечным, что было ошибкой. Галилей, открыв пятна на Сол­нце, показал, что небесные тела изменчивы и, следова­тельно, могут быть изучаемы. Однако долгое время кос­мос считался пустотой, которая не изменяется и, значит, не подлежит изучению. Даже сам Лавуазье, обсуждая со­общение о метеорите, упавшем во Франции, провел такое решение: «Камни с неба падать не могут, потому что на небе нет камней». Но факты были сильнее догмы. Теперь ясно, что голубое небо - атмосфера - не защищает по­верхность Земли от воздействия неба черного и что пучки энергий, приходящие извне, пробивают ионосферу и дру­гие защитные оболочки Земли, достигая поверхности пла­неты. Значит, поверхность Земли - наш родной дом - открыта черной бездне и ее воздействиям. Это отнюдь не мистика, а география.

В самом деле, влияние небесных тел на поверхность Земли известно давно. Фазы Луны - причины приливов океана, вариации солнечной активности - вызывают сме­щения путей прохождения циклонов, а тем самым меняют климатические условия на континентах. Солнечные мак­симумы заставляют мутировать вирусы, причиняющие нам тяжелые болезни. Эти несомненные феномены кратковременны или эпизодичны, но есть и другие, о которых речь ниже, приводящие к появлению этносов.

Для того чтобы их увидеть, нужна история человече­ства. Ведь у нее есть абсолютная хронология за 4000 лет и приблизительная - еще за 50 000. Но историй много. Социально-экономическая история отражает спонтанный процесс развития, не зависящий непосредст­венно от природных явлений. История культуры - явле­ние вторичное, связанное с мелкими событиями той или иной эпохи. История хозяйства известна всего за 200 лет. Военная история - описательна. И только одна ис­тория - этническая, опирающаяся на раскрытие гло­бального природного процесса - этногенеза, в принятом нами аспекте перспективна.

Кратко об этносе. Поставим задачу так, чтобы ее мож­но было решить. Биосфера Земли - это одна из оболочек планеты. Люди входят в состав биосферы, но они столь разнообразны, что рассматривать их всех как целостность - антропосферу - не конструктивно. Лесные охотники, степные пастухи, земледельцы, горожане, рыболовы юж­ных морей и морей северных, древние эллины, средневе­ковые рыцари, буржуа и строители каналов, бесписьмен­ные пигмеи и ученые... все они разнообразны и все по-сво­ему прекрасны и умны.

А по оси времени! Были филистимляне и парфяне - их нет. Не было французов и англичан - они есть, но когда-нибудь уступят место иным этносам. Как и почему это происходит? Вот предмет этнологии, учения об этно­генезе или происхождении и исчезновении народов.Исчезновение всех млекопитающих только для человека, дает основание считать антропосферу мозаичной, т.е. этносферой, причем разнообразие является не только способом адаптации в ландшафтах, но результатом каких-то воздействий, меня­ющих людские коллективы иногда в физиологии, а чаще в поведении.

Крупные мутации нас не интересуют, они редки и все­цело относятся к биологической науке - антропологии. К этногенезу (возникновению и исчезновению этносов) они не имеют отношения. Нам нужен более чуткий измери­ тельный прибор.

Социальная психология, наоборот, слишком чутка и фиксирует, без выбора, смены настроений и эмоциональ­ные заражения примером. Неустойчивость описываемых ею состоянии психики делает ее негодной для эмпириче­ского обобщения. А вот этногенез - это то, что нужно.

Но прежде, чем идти дальше, уточним значение терми­на «этнос», чем объясним его природу. Это можно сделать только путем системологии - новой научной дисциплины, вошедшей в советскую науку лишь в 1969г.Если раньше изучались, как объект, предметы, то теперь рассматрива­ются связи между ними. При этом подходе находят место и биохимия, и генетика, и психология, как личная, так и коллективная, и, уж конечно, история с географией. Так попытаемся наглядно сформулировать определение поня­тия «этнос», хотя бы для практического применения в ре­шении поставленной задачи.

1. Этнос - система, развивающаяся в историческом времени, имеющая начало и конец; точнее, этногенез - процесс дискретный.

2. Универсальный критерий отличия этносов между собой один - стереотип поведения - особый поведен­ческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а, как показал М.Е. Лобашев, через меха­низм сигнальной наследственности, основанной на ус­ловном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными на­выками.

3. Системными связями в этносе служат ощущения «своего» и «чужого», а не сознательные отношения, как в обществе. Поэтому этнос как явление не сводим ни к од­ной из известных социальных форм человеческого обще­жития Gesellschaft и, следуя К.Марксу, должен быть отнесен к категории природных коллективов, есте­ственно сложившихся общностей (Gemeinwesen), и изучать­ся как природный феномен в рамках диалектического ма­териализма методами естественных наук. Ощущение ре­альности стереотипа порождает бытовой этноцентризм: «мы и они». Этого противопоставления достаточно, чтобы системы не пересекались между собой. Иначе говоря, нет человека вне этноса, и каждый человек принадлежит только одному этносу.

4. Системные связи в этносе, а вместе с ними и един­ство этноса поддерживаются геобиохимической энергией живого вещества биосферы, эффект которой на эт­ническом уровне организации биосферы описан Л.Н.Гу­милевым как явление пассионарности. Пассионарность - поведенческий признак, воспринимаемый сторонним на­блюдателем как непреоборимое стремление к намеченной цели, пусть даже иллюзорной, но для достижения которой носители ее - пассионарии - не жалеют как собствен­ной жизни, так и жизни своего потомства. Психологиче­ски пассионарность проявляется как импульс подсозна­ния, противоположный инстинкту самосохранения, как индивидуального, так и видового.

5. В зависимости от соотношения пассионарного им­пульса (Р) и инстинкта самосохранения (J)Л.Н.Гумиле­вым описано три характерных поведенческих типа: а) пассионарии (P>J), б) гармоничные люди(P=J), в) субпассионарии (P<J).

6. Статистически в этносе преобладают гармоничные особи; доли пассионариев и субпассионариев в процент­ном отношении незначительны, но изменение их коли­честв определяет геобиохимическое состояние этноса как закрытой системы дискретного типа (по классификации А.А.Малиновского). Можно ввести функцию состо­яния этнической системы - пассионарное напряжение (доля пассионариев в этносе), которое может быть сопо­ставимо однозначно с частотой событий этнической исто­рии и числом подсистем в этносе (субэтносов). Пассио­нарное напряжение и направление его изменения опреде­ляют фазу этногенеза или возраст этноса. На рисунке по оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарно­го толчка, послужившего причиной появления этноса. По оси ординат отложено пассионарное напряжение этниче­ской системы в трех шкалах:

                                                                          2.htm

 

   1.В качественных характеристиках от уровня Р-2 (не­способность удовлетворить вожделения) до уровня Рб (жертвенность). Эти характеристики следует рассматри­вать как некую усредненную «физиономию» представите­ля этноса. Одновременно в этносе присутствуют предста­вители всех отмеченных на рисунке типов, но господству­ет статистический тип, соответствующий данному уровню пассионарного напряжения.

   2. В шкале - количество суб­этносов (подсистем этноса). Индексы п, п+1, п+3 и т .д., где п - число субэтносов в этносе, не затронутом толчком. и находящемся в гомеостазе.

   3. В шкале - частота событий этнической истории (непрерывная кривая). При этом предлагаемая кривая есть обобщение 40 индивидуальных кривых этногенеза, построенных нами для различных эт­носов, возникших вследствие различных толчков. Пунк­тирной кривой отмечен качественный ход изменения плотности субпассионариев в этносе.

 

 

  7. Коротко об этногенезе. Предполагалось, что перво­начальным состоянием этноса было гармоническое взаи­модействие с вмещающим ландшафтом ареала, своего ро­да гомеостаз. Если бы это было так, то люди жили бы там, где появились, видимо, в африканской саванне, небольши­ми группами, минимально общаясь друг с другом, На са­мом же деле люди еще в палеолите освоили всю сушу планеты, кроме Антарктиды, Они заселили и влажные ле­са Конго, и холодные степи Монголии, и острова Полине­зии, и закраины ледника Гренландии. В постоянных стол­кновениях люди строили города и корабли, создавали по­литические и религиозные системы, творили искусство и поэзию. Почему?

Время от времени гомеостаз прерывается эксцессом - возникновением пассионарных особей. Как при всякой мутации, их сначала немного, но они очень активны. Они действуют, чем усложняют первичную простую систему, создавая в ней много подсистем (субэтносов), блоков (конвиксий) и звеньев (консорций). Усложненная система обретает мощь и расширяет ареал. Ныне она даже выхо­дит в космос. Но пассионарные особи часто гибнут, чем снижается энергетический уровень системы, возвращаю­щийся к равновесному значению. В конце этногенеза остается немного гармоничных людей, как реликт, и так они живут, пока не произойдет новый взрыв или, точнее, му­тация, т.е. толчок (от лат. muto - толкаю).

Пассионарии появляются не случайно и не в единич­ных случаях, а как популяции, которые образуются в ре­зультате своеобразного явления - пассионарного толчка. Особенность таких толчков - их кратковременность (приблизительно 1 - 5 лет, но не меньше года) и геомет­рия на поверхности Земли (см. карту). За последние три тысячи лет достоверно зафиксировано пока 9 пассионар­ных толчков: четыре до рубежа нашей эры и пять после.

   Суть явления состоит в том, что в определенный момент времени (о точных датировках ниже) на узкой, шириной 200 - 300 км, и вытянутой полосе поверхности Земли (полосы от толчка к толчку не совпадают), имеющей гео­метрию, близкую к геодезической линии, возникает серия пассионарных популяций, внутри которых начинаются бурные процессы этногенеза, приводящие через 130 - 160 лет к появлению группы новых этнических систем, проходящих синхронно все последовательные фазы этно­генеза (если процесс этногенеза не обрывается извне: сти­хийные бедствия, истребление и т.п.). Через 1500 лет с момента толчка пассионарный признак полностью устра­няется из популяции, процесс этногенеза завершается и этнос либо исчезает (как система, но не обязательно как люди), либо существует неограниченно долго в состоянии равновесия с биоценозом своего ландшафта, в гомеостазе

 

                                                   3.htm

 

.

Карта-схема пассионарных толчков, обнаруженных на Евразиатскам континенте за исторический период

 

 

                       ЛЕГЕНДА К КАРТЕ ПАССИОНАРНЫХ ТОЛЧКОВ

Римской цифрой указан порядковый номер толчка, в скобках начальный момент толчка. Арабскими цифрами пронумерованы этносы, возникшие вследствие данного пассионарного толчка, причем вначале идет историческое или условное название эт­носа, затем в скобках название географической или этнокуль­турной области появления этноса, соответствующее точке на карте. В некоторых случаях вслед за этим дается краткая ха­рактеристика или важнейшие события фазы подъема.

    I.(XVIII в. до н.э.) 1. Египтяне-2 (Верхний Египет). Крушение Древнего Царства. Завоевание гиксосами Египта в XVII в. Новое Царство. Столица в Фивах. (1580 г.) Смена религии. Культ Ози­риса. Прекращение строительства пирамид. Агрессия в Нубию и Азию. 2. Гиксосы (Иордания. Сев. Аравия). 3. Хетты (Вост. Анатолия). Образование хеттов из нескольких хатто-хуррит-ских племен. Возвышение Хаттуссы. Расширение на Малую Азию. Взятие Вавилона.

П. (XI в. до н.э.) 1. Чжоусцы (Сев. Китай: Шэньси). Завоевание княжеством Чжоу древней империи Щан-Инъ. Появление культа Неба. Прекращение человеческих жертвоприношений. Расшире­ние ареала до моря на востоке, Янцзы на юге, пустыни на севе­ре. 2.(?) Скифы (Центральная Азия). 3. Кушиты (Большая излу­чина Нила). Формирование и становление Напатского царства в XVIII вв. до н.э. Возвышение Напаты и объединенное Египетско-Кушитское государство

.Ш. (VIII в. до н.э.)1.Римляне (Центр. Италия). Появление на месте разнообразного италийского (латино-сабино-этрусского) населения римской общины-войска. Последующее расселение на Среднюю Италию, завоевание Италии, закончившееся образо­ванием Республики в 510 г. до н.э. Смена культа, организация войска и политической системы. Появление латинского алфави­та. 2. Самниты (Италия). 3. Этруски (С.-З. Италия) 4. Галлы (Южн. Франция). 5. Эллины (Сред. Греция). Упадок ахейской кри-то-микенской культуры в XI - IX вв. до н.э. Забвение письмен­ности. Образование дорийских государств Пелопоннеса (VIII в.). Колонизация эллинами Средиземноморья. Появление греческого алфавита. Реорганизация пантеона богов. Законодательства. Полисный образ жизни. 6. Лидийцы. 7. Карийцы. 8. Киликийцы. 9. Персы (Иран). Образование мидян и персов. Дешж и Ахемен - основатели династий. Расширение Мидии. Раздел Ассирии. Возвышение Персиды на месте Элама, закончившееся созданием Царства Ахеменидов на Ближнем Востоке. Смена религии. Культ огня. Маги.

IV. (III в. до н.э.) 1.Сарматы (Казахстан). Вторжение в Европейскую Скифию. Истребление скифов. Появление тяжелой конницы рыцарского типа. Завоевание Ирана парфянами. Появление сословий. 2. Кушаны-согдийцы (Ср. Азия). 3. Хунны (Южная Монголия). Сложение хуннского родо-племенною союза. Столк­новение с Китаем. 4. Сяньби. 5. Пуе. 6. Когуре (Южн. Маньчжу­рия, Северная Корея). Возвышение и падение корейского госу­дарства Уосон (Ш - II вв. до н.э.) Образование на месте сме­шанного тунгусо-маньчжуро-корейско-китайского населения племенных союзов, выросших впоследствии в первые корейские государства Когуре, Силла, Пэкче.

V. (I в. н.э.) 1.Готы (Южная Швеция). Переселение готов от Балтийского моря к Черному (Нв.). Широкое заимствование ан­тичной культуры, закончившееся принятием христианства. Создание готской империи в Восточной Европе. 2. Славяне. Ши­рокое распространение из Прикарпатья до Балтийского, Сре­диземного и Черного морей. 3. Доки (Современная Румы­ния).4. Христиане (Малая Азия, Сирия, Палести­на). Возникновение христианских общин. Разрыв с иудаиз­мом. Образование института Церкви. Расширение за пределы Римской империи. 5. Евреи. Обновление культа и мировоззрения. Появление Талмуда. Войны с Римом. Широкая эмиграция за пред­елы Палестины. 6. Аксумиты (Абиссиния). Возвышение Аксума. Широкая экспансия в Аравию, Нубию, выход к Красному морю. Позже (IV в.) принятие христианства.

   VI. (VI в. н.э.)                                             

1. Арабы-мусульмане (Центральная Аравия). Объединение племен Аравийского полуострова.

Смена рели­гии. Ислам. Расширение до Испании и Памира.

      2. Раджпуты (долина Инда). Низвержение Империи гуляш.  Уничтожение буддийской

общины в Индии. Усложнение кастовой системы при политической раздробленности. Создание

религиозной философии Веданты. Троичный монотеизм:  Брама, Шива, Вишну.

      3. Боты (Южный Тибет). Монархический переворот  с административно-политической

опорой на буддистов. Рас­ширение в Центральную Азию и Китай.

      4. Табгачи.

      5. Китай­цы-2 (Сев. Китай: Шэньси, Шаньдун). На месте почти вымер­шего населения

Северного Китая появились два новых этно­са: китайско-тюркский (табгачи) и средневековый

китай­ский, выросший из группы Гуаньлун. Табгачи создали империю Тан, объединив весь

Китай и Центральную Азию. Распрост­ранение буддизма, индийских и тюркских нравов.

Оппозиция китайских шовинистов. Гибель династии.

     6. Корейцы. Война за гегемонию между королевствами Силла, Пэкче, Когурё.

Со­противление танской агрессии. Объединение Кореи под вла­стью Силлы. Усвоение

конфуцианской морали, интенсивное распространение буддизма. Формирование единого языка.

     7. Ямато японцы). Переворот Тайка. Возникновение централизованного государства во главе

с монархом. Приня­тие конфуцианской морали как государственной этики.

Ши­рокое распространение буддизма. Экспансия на север. Пре­кращение строительства курганов.

 VII. (VIII в. н.э.) 1. Испанцы (Астурия). Начало реконкисты, неудачно. Образование королевств: Астурия, Наварра, Леон. Графство Португалия - на базе смешения испано-римлян, го­тов, аланов, лузитан и др. 2. Франки (французы). 3. Саксы (не­мцы). Раскол Империи Карла Великого на национально-феодаль­ные государства. Отражение викингов, арабов, венгров и сла­вян. Раскол христианства на ортодоксальную и папистскую ветви. 4. Скандинавы (Южная Норвегия, Северная Дания/ Нача­ло движения викингов. Появление поэзии и рунической письмен­ности. Оттеснение лопарей в тундру.

VIII. (XI в. н.э.) 1. Монголы (Монголия/ Появление «людей длинной воли». Объединение племен в народ-войско. Создание законодательства — ясы и письменности. Расширение Улуса от Желтого до Черного моря. 2. Чжурчжэни (Маньчжурия). Образование империи Цзинь полукитайского типа. Агрессия на юг. Завоевание Северного Китая.

IX (XIII в. н.э.) 1. Литовцы. Создание жесткой княжеской вла­сти. Расширение княжества Литовского от Балтийского до Черного моря Принятие христианства. Слияние с Польшей. 2. Великороссы. Возвышение Московского княжества. Рост служилого сословия. Широкая метисация славянского, тюркского и угорского населения Восточной Европы. 3. Турки-османы (запад Малой Азии). Консолидация беиликом Брусы ак­тивного населения мусульманского востока с добавкой пленных славянских детей (янычары) и моряков, морских бродяг Среди­земноморья (флот). Султанат военного типа. Оттоманская Порта. Завоевание Балкан, Передней Азии и Северной Африки до Марокко. 4. Эфиопы (Амхара, Шоа в Эфиопии). Исчезновение древнего Аксума. Переворот Саломонидов. Экспансия эфиопско­го православия. Возвышение и расширение царства Эфиопия в Восточной Африке.

8. Пассионарный признак передается по наследству половым путем, о чем свидетельствует тот факт, что про­цессы этногенеза в местах, не затронутых пассионарным толчком, начинаются только после распространения на эти территории представителей уже пассионарных этно­сов. Это, в свою очередь, позволяет говорить об этноге­незе как о флуктуации живого вещества человеческих ор­ганизмов, а о пассионарном толчке как о микромутации на поведенческом уровне.

Мы специально заострим внимание на явлении пассионарного толчка, ибо именно оно указывает на космиче­ский характер (внешний по отношению к Земле) причины пускового момента этногенеза. Синхронность и кратко­временность начал процессов этногенеза по всей длине полосы, ее узость и протяженность устраняют возмож­ность социальной, климатической и геологической интер­претаций. Более того, геометрия линий толчков (близость к геодезическим} указывает на то, что центрально-симмет­ричные поля Земли имеют определенное отношение к описываемому явлению, что, вероятнее всего, обусловле­но взаимодействием этих полей с внешним космическим источником мутаций.

Поиск источников подобных мутаций не может быть плодотворным до тех пор, пока указанные пассионарные толчки не описаны нами подробно, в про­странстве и во времени. В этом мы и видим основную задачу настоящей работы. Но перед тем как дать над­лежащее описание толчков, следует остановиться на методике определения начальных моментов процессов этногенеза и их территориальной локализации, т.е. ме­тодике выявления объективных признаков образования пассионарных популяций.

Таких объективных признаков, универсальных для всех известных и подробно освещенных в истории про­цессов этногенеза, можно назвать восемь.

1. Появление пассионариев в статистически значимых количествах в ареале толчка (но не за его пределами).

2. Смена этнического стереотипа поведения в ареале толчка.

3. Территориальное расширение новорожденных этно­сов из первоначального ареала.

4. Демографический взрыв населения в ареале толчка.

5. Жесткая регламентация поведения членов новорож­денного этноса, контроль брачных отношений, установле­ние охранительных мер по отношению к кормящему ланд­шафту.

6. Повышение активности во всех сферах жизнедея­тельности: политической, военной, административной, культурной, религиозной.

7. Рост числа субэтносов (подсистем этноса), внутриэтническое деление стереотипа поведения с появлением его субэтнических вариантов.

8. Одновременность (1 - 2 поколения) и непрерыв­ность (пространственная) отмеченных признаков по всей полосе пассионарного толчка у этносов-ровесников, хотя часто на территории, задетой толчком, лежат непроходи­мые барьеры: горы, пустыни, моря. В этом случае один толчок порождает несколько этносов, но фазы их этногенезов синхронны.

Это очень важно. Этническая история неполна. Чаще всего остается неосвещенным начальный момент этноге­неза - эпоха толчка и фаза подъема, но, имея готовую схему, несложно взять корректив по соседним этногенезам, а когда известно, где искать, - найти легко.

Кроме того, обычно пассионарный толчок даже в по­граничных регионах вызывает к исторической жизни не один этнос, а несколько, образующих системную конст­рукцию, называемую суперэтносом. Происходит как бы перемешивание старых этносов и рождение новых, с оригинальной культурой и обновленным стереотипом по­ведения. Так, в Западной Европе на месте «Римского мира» в IX в. образовался романо-германский суперэт­нос, куда вошли испанцы и норвежцы, французы и не­мцы, англичане и итальянцы, но не кельты Ирландии, не греки, сербы и болгары и не восточные славяне, судьба которых сложилась по-иному. Это показывает, что здесь мы видим не смену социальной формации, ибо феода­лизм был у всех, а явление экзогенное, лежащее в сфе­ре природы, а не культуры. Следовательно, это воздей­ствия на биосферу мутогенного фактора, а таково только жесткое облучение, не сильное, но меняющее какую-то сторону физиологии людей.

Как известно, энергетические факторы на спонтанное социальное развитие непосредственно влиять не могут, Следовательно, они влияют на природную сторону человеческого организма, живущего как все организмы, за счет биохимической энергии живого вещества биосфе­ры, описанной В.И.Вернадским. Изменения концентрации этой энергии создают подъемы и спады пассионарности, а коль скоро так, то этногенез - функция пассионарных флуктуации, возбуждаемых экзогенными эксцессами, но откуда они берутся?

Для того чтобы создать эксцесс или, что тоже, произ­вести толчок, нужен энергетический импульс. Земля по­лучает энергию из трех источников: 1) от Солнца; 2) под­земного радиораспада и 3) от рассеянных пучков энергий в Галактике (В.И.Вернадский). Сразу можно отбросить со­лярную гипотезу, ибо Солнце освещает одновременно целое полушарие, а не узкую полосу шириной в 200 - 300 км. Не годится и подземная, потому что полосы варьируют вне зависимости от геологического строения терри­торий, по которым они проходят. Не имеет значения и уровень социального развития этносов, подвергаемых му-тогенному воздействию, а наземные физико-географиче­ские условия способствуют консервации гомеостатических систем-биоценозов, в которых человек - верхнее завершающее звено. Остается неотброшенной одна гипо­теза - вариабельное космическое облучение. Пока она не может быть строго доказана, но зато не встречает фак­тов, ей противоречащих. Представим себе поверхность Земли как экран, на ко­торый падают космические лучи, большая часть их задер­живается ионосферой, но некоторые достигают поверх­ности Земли, чаще ночью, так как ионосфера и космиче­ская радиация нестабильны, даже в суточном цикле. Будучи деформированы магнитным (или гравитационным?) полем Земли, эти космические импульсы примут облик гео­дезических линий, не зависящих от наземных ландшафтов. Очевидно, не все, но некоторые из них обладают мугогенными свойствами, и в облученных ареалах появляются му­танты. Уроды устраняются естественным отбором быстро, а пассионарии - медленно, потому что пассионарность - тоже нарушение нормы, но особое, устойчивое и несущее определенную нагрузку в становлении человечества как вида. Каков характер этого излучения?  Здесь мы можемстроить только гипотезы. Их две. Первая - о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности, обнаруженной Д.Эдди . Если наложить на его кривую (см. рис.) моменты толчков, то можно заметить, что четыре толчка попадают на максимумы и лишь один на минимум. Остальные лежат на точках перегиба кривой Эдди. Есть ли в этом какая-ли­бо закономерность, нам, этнологам, сказать трудно. Ответ за астрофизиками. Вторая гипотеза - о возможной связи со вспышками сверхновых. Но таких совпадений нам из­вестно только два. Толчку, имевшему место в конце I в. до н.э., как будто бы соответствует недавно обнаруженная звезда, вспыхнувшая в 5 году до н.э., а толчку XI в. н.э. - появление Крабовидной туманности в 1054 году  Может быть, это совпадение случайно. Хотя окончательный ответ может быть дан лишь тогда, когда станут известны (если станут) сверхновые, вспыхи­вавшие в древности и средневековье.

Но даже если гипотезы в будущем не подтвердятся, что это изменит в описании феномена этногенеза? Ниче­го! Просто одна из версий научного поиска сменится дру­гой версией, а это и есть путь Науки,

В отличие от феномена этногенеза, этническая история полифакторна. На цепь событий в их связи и последова­тельности влияют и социальная закономерность, и геогра­фическая обусловленность, и разнохарактерные этниче­ские контакты. Все они - явления наземные и, следова­тельно, для нашей темы только фон. Однако без них нель­зя, ибо пассионарный толчок деформирует этносы, уже имеющие свою судьбу и внутреннюю структуру. Хотя сам толчок краток, но перестройка, т.е. латентный период но­вого этноса, занимает около 150 лет, после чего история обнаруживает смену цвета времени.

Так, пассионарный толчок, породивший Великое пере­селение народов, смену Рима Византией, образование Ак-сума, гибель Дакии и разгром Иудеи, имел место на рубе­же н.э., а все перечисленные события произошли во II в. н.э., больше чем через век.

                                                                4.htm

 

               Связь пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности.

 

Следовательно, от исторической даты надо отнимать полтора века, что в пределах законного допуска. Зато исторические начала заметны, ибо связаны с крупными событиями. Поэтому в прилагае­мой легенде к карте пассионарных толчков характерные события фазы подъема не включают событии инкубацион­ных периодов этногенеза. И все же мы можем уверенно говорить о начальных моментах толчков, ибо почти для каждого толчка в одном-двух случаях (этносов) удается заметить примерную дату рождения первого поколения пассионарных мутантов.

Предложенная карта пассионарных толчков отражает состояние этнологии в настоящий момент (1984). Белые пространства на ней - временное явление. И глядя на них, не следует думать, что ни в Западном, ни в Южном полушариях толчков не было никогда. Конечно, они бы­ли, но когда и где конкретно проходили - этого с такой уверенностью, как для Евразии, пока сказать нельзя. Нет необходимых письменных источников. О толчках здесь мы можем говорить только с прибавкой «видимо». Видимо, ацтеки, муиски и инки появились в результате толчка, прошедшего на рубеже XI - XII вв. по линии от Аризоны до оз. Титикака. Эта линия также весьма близ­ка к геодезической, как и остальные девять. В XIII в. н.э. началось расселение полинезийцев с островов Таити. И это движение, продолжавшееся до XVI в., бесспорно, пассионарный подъем. Такой же подъем мы наблюдаем в XIX в. у зулусов в Южной Африке. И тем не менее об этих толчках мы предпочли не говорить, фиксируя вни­мание только на достоверных, проверенных явлениях. При дальнейшем развитии этнологии число обнаружен­ных толчков, естественно, может увеличиться, может удлиниться и протяженность линий, уже найденных и отмеченных на нашей карте.

Какая из гипотез о природе толчков победит, сказать трудно. Видимо, та, которая объяснит механизм мутаций. Пассионарии-мутанты, и древнеегипетские, и римские, и монгольские, были одинаково пассионарны. А значит, рекомбинация (или разрыв) фрагментов хромосомы заро­дыша человека есть определенная, повторяющаяся от толчка к толчку химическая реакция, происходящая весьма быстро и необратимо под воздействием неизвест­ного пока излучения в оптической части спектра. Мы знаем сейчас, что подобные перестройки на генном уровне легко стимулируются лучом лазера, что нашло уже применение в народном хозяйстве для получения урожайных сортов сельскохозяйственных растений  Думается, что характер «пассионарного» излуче­ния должен быть близок по своей природе к подобным лучам. Испускают ли их Солнце или звезды, вспыхиваю­щие время от времени в нашей Галактике, покажет даль­нейшее развитие науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz