Лев Гумилев - основатель новой науки - этнологии, получив­шей признание во всем мире. Она исследует влияние природных процессов на историю развития человеческих цивилизаций. Жур­налистка Людмила Антипова записала беседу ученого с писателем Дмитрием Балашовым, автором повестей и романов о Московской Руси. Нынешний всеобщий интерес к Истории обусловлен нашим желанием понять день сегодняшний. Как мы шли к нему и что нас ждет в будущем? - об этом и говорят ученый и писатель.

      Л.Антипова: Лев Николаевич, из предисловия к вашей книге «Этногенез и биосфера Земли», написанной 15 лет назад и изданной в 1989-м, я с удивлением узнала, что в нашей стране у вас нет последователей и учеников. Дмит­рий Михайлович Балашов, однако, считает себя вашим учеником и именно в этом качестве намерен участвовать в настоящем разговоре...

Л.Гумилёв: И таких людей еще пять или шесть, по крайней мере, мне известных. Что же касается моих по­следователей - я абсолютно убежден, - их у меня по­рядка нескольких десятков человек. Имеется у меня ас­пирант, имеются у меня доктора наук, которые, я уверен, меня понимают и разделяют основные положения моей теории. И имеется академия наук, представитель которой, академик Трухановский, объяснил мне, почему меня там ненавидят.

 Три причины. Причина первая. Вы пишете, сказал он, оригинальные вещи, но это не страшно, все равно ми­мо нас вы не пройдете, нам же их и принесете. Хуже другое: вы доказываете ваши тезисы так убедительно, что с ними невозможно спорить, и это непереносимо. И, наконец, третье: оказывается, что мы все пишем наукообраз­ным языком, считая, что это и есть наука, а вы свои науч­ные суждения излагаете простым человеческим языком, и вас много читают. Кто же это может вынести?!

   Л.А: Ваши читатели. Спросите библиотекарей - ваши книги давно уже пользуются популярностью, и спрос на них стремительно растет. И сугубо научное и неудобова­римое название - не помеха для не обученного древне­греческому и латыни нынешнего читателя. «Этногенез и биосфера Земли» в Ленинке нарасхват - я сама видела на столах у консультантов листки с крупно написанными шифрами этой книги - настолько часто ее спрашивают читатели.

 Л.Г.: Выходит, академик прав!

 Л А.: Тем более, что последняя книга Льва Гумилева и названа просто и ясно: «Древняя Русь и Великая степь». Правда, я не уверена, что она дойдет до заинтересованно­го читателя - сужу по смехотворно малым тиражам пре­дыдущих ваших книг (мне уже приходилось писать об этом в «ЛГ »). Вот и ваша монография «Этногенез и биосфера Земли» - практически раритет с момента выхо­да - 11 тысяч книг... Сколько же экземпляров книги «Древняя Русь и Великая степь» сошло с типографских машин?

     Л.Г.: К сожалению, пятьдесят тысяч. Книгу издавали в темпе, темп был спешный, и поэтому забыли поместить указатель. Я составил его и вовремя подал. Но, вместо того, чтобы поместить указатель, сняли фамилию моего редактора Андрея Геннадьевича Шемарина. Он два года работал со мной вот за этим столом, задавал мне самые интимные, самые ехидные вопросы, мы с ним подружи­лись. И решили выпить водки, когда книга выйдет. Но она вышла без указателя... и водка осталась невыпитой.

      Л.А. Остается надеяться, что когда-то за этим же сто­лом вы раскроете новое издание «Древней Руси и Вели­кой степи» с компасом-путеводителем по этим исчезнувшим пространствам истории. Впрочем, уже не исчезнув­шим, потому что существует эта книга, и ваш ученик Дмит­рий Михайлович Балашов...

 Л.Г.: ...более известный, чем я...

 Л.А.: ...воссоздающий в своих книгах историю уже Мо­сковской Руси, художественный образ ее на прочной кан­ве надежных научных данных. На природу вашего творческого союза писателей и ис­ториков в одном лице поможет пролить свет небольшая цитата из последнего романа Дмитрия Балашова «Отрече­ние»: «И потому - муравьиная ежечасная работа тех, кто творит и сохраняет память народа, кто не дает угаснуть традициям веков, безмерно важна. Без нее умирают наро­ды и в пыль обращаются мощные, некогда гордые громады государств». Как было в жизни, Дмитрий Михайлович, - как свела вас судьба с Львом Николаевичем?

      Д.Балашов: Все решил интерес к работам Льва Никола­евича Гумилева. Сам я по специальности фольклорист. То есть, изучая, скажем, народную песню, я имею дело со множественностью — вариантами песни, записями ее. Эту множественность, чтобы изучить, надо «разложить спектрально», с учетом времени и места, где появился ва­риант песни или баллады. Таким образом, возникает необ­ходимость в каком-то инструменте и, в свою очередь, не­вольно ставится вопрос об общих законах развития куль­туры. А этих законов нет. Есть высказывание Маркса в предисловии к «крити­ке политической экономии», быть может, самое гениаль­ное - у него - о том, что никакой связи между прогрес­сом экономики и развитием культуры нет и быть не мо­жет.

ЛА-: Лев Николаевич, вы придерживаетесь того же мнения?

Л.Г.: Я вполне уважаю Маркса - за это и аналогичные высказывания.

Д.Б.: Так вот, этой связи действительно нет (хотя мы все эти десятилетия упорно пытаемся ее найти, залезая в вульгарный социологизм). Но это и не значит, что историю культуры можно представить просто как цепь фактов. Су­ществует процесс. Значит, должны быть и законы, отра­жающие его развитие, не так ли? С чем он связан? Если считать, скажем, искусство фольклора общим выражени­ем народных духовных представлений, то связь впрямую должна быть с каким-то общественно-духовным развити­ем наций, по терминологии Льва Николаевича - этносов.

Л.А.: То есть, как ученый, вы были готовы к восприя­тию главных положений учения Льва Гумилева?

Д.Б.: Я сразу увидел в нем великолепную возможность для построения наконец истории народной культуры (да и


культуры вообще) как процесса осмысленного, со своими законами, связанного с разными стадиями в развитии эт­носа. Фольклористу проще простого было принять посту­лат гумилевской теории - этнос не состояние, а процесс, интуитивно я понял это.

А чтобы понять суть явления, связать и обобщить уйму научного материала и сформулировать теорию этногенеза, что и сделал Лев Николаевич, нужна была гениальность.

Моего же таланта (допустим, я им обладаю) хватило, чтобы убедиться в правильности собственных смутных и полусмутных представлений, которые я бы за всю жизнь не свел воедино, в такую вот теорию, путем гениального обобщения... Точнее, эти представления получили основа­ние.

Вот тогда я и решил встретиться с Львом Николаеви­чем.

Л Д.: Неблизкий путь для встречи людей, живущих в одном городе, ведь вы оба - питерцы...

Д.Б.: У нас в России, между прочим, очень принята эта­кая маслено-хамская манера: идти знакомиться с гением, а потом в прихожей тихо спрашивать - скажите, а что он написал? Я поступил наоборот. Пошел в библиотеку, вы­писал все вышедшие из печати труды Льва Николаевича и внимательно их изучил. Потом отправился по Ленинграду искать автора. Прошел по всем учреждениям, где он ра­ботал, наслушался всяких околичных и чаще недружелюб­ных высказываний о нем и его трудах...

Л.А.: От кого же?

Д.Б.: От научных сотрудников, от коллег, так сказать... А потом сам пришел домой ко Льву Николаевичу. Пожа­луй, это единственный случай, когда я сам шел на встречу, меня просто привело, без всяких там гамлетовских вопро­сов.

Л.А.: И как вас встретил будущий Учитель?

Д.Б.: Достаточно недоверчиво. Было это... даже не по­мню, когда именно...

Л.Г.: Семьдесят второй, по-моему, год.

Д.Б.: Наверное, да... Я тогда уже написал «Марфу-По­садницу». И там я очень свирепо разобрался во всех социальных аспектах жизни древнего Новгорода. И по­ставил точку - понял, что не это главное, что это нуж­но просто учитывать и переходить к более общим кате­гориям.

 

                                                      Страсти, классы и идеалы

Так, категория этноса, патриотизма есть категория бо­лее высокая, чем категория классовой принадлежности. Последнюю можно сменить, — этническую принадлеж­ность сменить нельзя.

Л.А.: А как насчет тезиса о том, что история есть исто­рия постоянной борьбы классов?

Д.Б.: Это выдумка, хотя трения межклассовые сущест­вуют всегда и в некоторые эпохи обостряются — когда класс перестает исполнять свое назначение в обществе. Ну, а любой класс, даже самые роскошные рабочие - ес­ли им сказать, что они могут на завод не ходить, а зарплату получать будут, - сопьются и деградируют в ближайшие годы.

Л.А.: А не обратятся ли они к творчеству, не создадут ли шедевры искусства, литературы?..

Д.Б.: Голубые мечты интеллигентов XIX века! Не к ли­тературе и искусству они обратятся, а к водке и игре в домино. Вот.

ЛА.: Вы заговорили о дворянах, а они-то обратились к другому...

Д.Б.: Дворяне обратились к тому же самому, и не столь­ко к шампанскому, по расхожему представлению, сколь­ко к той же водке, что интересно. Затем они травили зай­цев на крестьянских полях, еще не убранных, ездили в Париж, бегали за крестьянскими девками...

Л.Г.: ...а  девки визжали и были очень довольны. Поэто­му со временем образовалось большое количество носи­телей пассионарности среди крестьян и детей крестьян, которые по социальному положению числились просто подлым сословием, но хотели выйти из него и занять ве­дущее место, потому что законы природы и социальные законы никак не соответствуют одни другим.

Л.А.: Корень слова «пассионарность» латинский и озна­чает «страсть». Лев Николаевич, для читателей, не знакомых с вашей теорией, изложенной в книге «Этногенез и био­сфера Земли», позвольте привести выдержку из нее - ведь сам термин введен в научный обиход именно вами.

«...Пассионарность - это биологический признак; а первоначальный толчок, нарушающий энергию покоя, — это появление поколения, включающего некоторое коли­чество пассионарных особей. Они самим фактом своего существования нарушают привычную обстановку, потому что не могут жить повседневными заботами, без увлекаю­щей их цели». (Л.Гумилев). Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989, стр. 272).

Поясните на конкретных исторических примерах вашу мысль, Лев Николаевич.

Л.Г.: Возьмите, пожалуйста, такого человека, как граф Строганов. У него был сын, министр, довольно толковый, но ничем себя особо не проявивший, и другой сын, свод­ный брат министра, фамилия которого по женской линии Воронихин. Посмотрите на Казанский собор - весьма на­глядно...

Д.Б.: Я бы добавил несколько минорную ноту. Дело в том, что упадок пассионарности, обозначившийся в XIX веке, коснулся верха так же, как и низа, и значительное число помещиков передавали известным биологическим путем уже не пассионарность, а собственное отсутствие оной тем же крестьянам. То есть они плодили субпассионариев - особей, пассионарный импульс которых мень­ше инстинкта самосохранения. В итоге же военное служи­лое сословие, которое прежде спасало Россию от много­численных бед, в считанные годы выродилось: с треском проиграло Крымскую войну, которую очень трудно было проиграть. Это не мое частное мнение. Стоит почитать статьи Энгельса о Крымской войне, где он предсказывал неотвратимую победу русского оружия. И по-моему, его нелюбовь к русским сильно подогревалась потом тем, что мы не оправдали тогда его ожиданий...

А потом, буквально через несколько лет, в 1861 году, дворянско-помещичье сословие, как не выполняющее своего назначения, было, так сказать, ликвидировано как класс. В ближайшее время они сумели прокутить и спу­стить те имущества, которые им были оставлены.

Л.А.: Но вот началась эпоха революций, и?..

Д.Б.: Много было разговоров в эту самую эпоху о барах и так далее, но, простите, от реального конца русского барства до семнадцатого года прошло уже, собственно, два поколения. Дворян сменили разночинцы, пришедшие к фактической власти, выходцы, кстати, из тех же крепо­стных крестьян. А из того дворянства, что осталось, так сказать «на плаву», — о, это были люди совершенно уже другого плана, это были труженики, свирепо умеющие ра­ботать. Очень поучительны мемуары математика и кораблестроителя Крылова, прожившего свыше 90 лет (он умер около 1943 года), для понимания психологии дворян-пассионариев, в частности подобных Столыпину. Ведь он со­знательно шел на то, чтобы разрушить последние остатки, скажем, дворянской спеси: он знал, что как помещик он потеряет на реформе, за которую ратовал. Но, как дворя­нин, он считал нужным, чтобы рядом с ним жил культур­ный, богатый, развитой, так сказать, крестьянин. Реформы Столыпина должны были привести к уравнению крестьян­ства в правах со всеми прочими сословиями. Ведь вот к чему шло развитие истории русской, развитие России, по­дорванное и несостоявшееся, к великому сожалению. То есть мы действительно переходили в какое-то новое со­стояние...

Л.А.: Лев Николаевич, вы полностью согласны со всеми суждениями Дмитрия Михайловича?

Л.Г.: Да, конечно, я полностью согласен со всем, что он говорит, хотя он говорит о частностях. Я могу сказать об общем. У всех народов, какие мы знаем, - от шумеров, Ассирии, Египта, Рима и, включая современные народы, наблюдается один и тот же процесс: возникает некий тол­чок... Я говорю «некий» не потому, что я не знаю его при­роды. Но этот толчок чисто биологический, мутация, кото­рая создает некоторое количество людей, способных от­давать свою жизнь ради общего дела, - пассионариев.

Это первая фаза, это фаза подъема, когда количество таких людей увеличивается. Тогда создается обществен­ный императив, гласящий: будь тем, кем ты должен быть! Если ты оказался волею судеб крестьянином - паши зем­лю. Если ты оказался рыцарем — отдавай свою жизнь на полях сражений. Если же ты оказался герцогом - умей водить войска. Если ты оказался королем - управляй страной!

Если же человек не соответствует своему назначению, то короля убивают, герцога лишают надела, рыцаря выго­няют с позором и с плетьми, раз он оказался трусом, а не героем. Крестьянин... Ну, с этим умеют управляться. Его заставляют обрабатывать землю и выдавать необходимый продукт, чтобы прокормить тех, кто этих крестьян защи­щает, и тех, кто наводит среди них порядок, потому что без порядка жить нельзя.

Но потом уже количество этой внутренней энергии, энергии живого вещества биосферы (биохимической по своей природе), увеличивается. Возникает новый импера­тив: будь самим собой - будь не только рыцарем, но будь Ромуальдом! Будь не только схоластом, но - Абеляром! Будь не только художником, но Джотто или Микеланджело...

И вот люди начинают уже ставить свои подписи под картинами, люди требуют, чтобы им составляли биогра­фии, люди требуют, чтобы их благодарили за совершен­ные ими подвиги — иначе отказываются совершать подви­ги! Они делают только необходимое.

Феодал в средние века работал сорок дней в году, ос­тальное время он был свободен. Так вот он и говорил ко­ролю - я тебе сорок дней отработал, и все, и больше от меня не требуй. А если ты хочешь, чтобы я еще и победы тебе одерживал, награждай меня. Не деньгами - куда ему деньги, у него все есть. А что же тогда нужно феода­лу? Ему нужны почести!

...Вот один уровень пассионарности.

Но есть еще и другая, более высокая степень пассио­нарности - когда человек ничего не требует для себя, а работает только на свой идеал.

Л.А.: Нужно напомнить читателю, что толкование мно­гих приевшихся слуху и глазу терминов у вас часто не совпадает с общепринятым...

Л.Г.: Да, под идеалом я понимаю далекий прогноз, и ничего более. Так вот, человек, наделенный высшей сте­пенью пассионарности, устремлен и действует, осуществ­ляя далекий прогноз, ничего не требуя для себя. Такие, как Жанна д'Арк - лотарингская пастушка, немочка, пло­хо говорящая по-французски, отдает свою жизнь за вели­чие Франции. Ян Гус выступает за величие Церкви и гиб­нет на костре, зажженном ее служителями-холуями, так как все хотели брать взятки и пользоваться всякими бла­гами, не неся никакой ответственности...

А высшая степень пассионарности, которой может об­ладать человек, - это быть самим собой, неповторимой личностью, полностью отдающей себя своему делу, как, например, Исаак Ньютон посвятил свою жизнь науке - все остальное ему было просто неинтересно.

Но потом пассионарность начинает снижаться, начина­ется диссипация, рассеяние энергии, присущей системе в момент создания, и тогда начинается постепенный возврат к предыдущим, пройденным фазам.

       Л.А.: И что же тогда происходит с людьми, как меня­ются их жизненные цели?

Л.Г.: А с людьми происходит вот что. Они становятся всего лишь.., простыми генералами, желающими карьеры, и более ничего. Потом - художниками, желающими только заработка. Еще ниже - чиновниками правительст­ва, сначала добросовестными и грамотными, а потом заблатованными и безграмотными. Эта фаза развития чело­веческой общности называется надлом, брейкдаун по-ан­глийски.

Л.А.: И этот надлом с неизбежностью охватывает всех буквально?

Л.Г.: Нет, уцелевает какая-то толпка здоровой части на­селения, ранее занимающаяся просто земледелием, ре­меслом, торговлей, военным делом даже, но в качестве наемников. Так вот, они вылезают из своих повседневных дел и говорят: нет, такого безобразия, в которое привели нашу страну, терпеть больше нельзя, мы устали от вели­ких, от тех, которые претендуют на величие, а сами ничего не стоят и не могут. Давайте выберем себе идеал, - и выбирают. В Риме был выбран Цезарь, к примеру. Но в качестве идеала может быть выбрана не только личность. Так, в Англии был избран идеал джентльмена, идеал свя­того - в Византии, богатыря - в Монголии, мыслителя - в Китае.

Л.А.: А в России?

Л.Г.: Вас не устроил рассказ Дмитрия Михайловича или хочется, непременно хочется устроить столкновение мне­ний?

Л.А: Нет, но все же...

Л.Г: Да нет же, ваш вопрос и логичен, и неизбежен, но я рассматриваю историю человечества как непрерывный и взаимосвязанный процесс, и к России я тоже подойду, обещаю, Людмила Ивановна.

Так, через определенное время наступает момент в истории, когда идеал, к которому надо стремиться, ста­новится или недостижимым, или даже нежелательным, а на смену ему приходит идеал массы, активной мас­сы - это наступает фаза обскурации, и тот идеал мас­сы очень простой: будь таким, как мы, не выпендривай­ся, не старайся быть выше других. А уж если ты, на свою беду, оказался талантлив - скрывай свой талант. Вот в Риме, в среде легионеров, убивали своих командиров за то, что те заставляли подчиненных соблюдать дисциплину и смело сражаться. Сражаться-то они умели, эти легионеры. Но они не хотели, чтобы ими командо­вали и ими руководили. Они считали, что каждый может быть императором, или проконсулом, или центурио­ном - любой. Вот Луций, вот Публий - почему бы и не он? Хороший парень, вчера с нами так крепко выпил, - давай изберем его...

И в результате - депопуляция, сокращение населе­ния, уменьшение резистентности системы. Внутри нее воцаряется полный беспорядок. Так как разумно вести хозяйство становится попросту невозможным, прибега­ют к конфискациям. Богатых людей начинают обвинять в том, что они являются врагами народа, их казнят, иму­щество конфискуют, пропивают и ночью берутся за сле­дующих.

Л.А.: Ваш древнеримский пример вызывает в памяти уроки французской революции, которые не помешали возникновению новых уроков семнадцатого года. Неуже­ли за долгий путь своего исторического развития челове­чество так и не научится «проскакивать» или предвидеть эту фазу? Неужели без нее не обойтись - ну хоть когда-нибудь?

Л.Г.: Эта фаза в развитии человеческого сообщества так же необходима, как фаза старости у человека. Пред­ставьте: спортсмен, который совершал туристические походы, прыгал, бегал, умел биться боксом и давать нокауты своим мощным противникам, становится дрях­лым старичком, который еле ходит с палочкой и хочет только одного — чтобы его кто-то угостил, накормил, и он лег бы...

Но такая структура даже психологически неустойчива, она не может долго существовать и распадается на состав­ные части, причем уцелевают только те, кто не принимал участия в историческом процессе! - те, кто жил в гомеостазе, в равновесии с природой. И если в это время про­исходит новый пассионарный толчок, то все начинается сначала: так после этрусков пошел Рим, после Рима и Эл­лады пошла Византия, после Византии - Османская Тур­ция... и так далее. И таких толчков в ближайшем истори­ческом времени известно 17.

Л.А.: Собственно, на них, этих пассионарных толчках, и основана вся ваша концепция этногенеза...

 

                        А было ли иго на Руси?

Л.Г.: А вот теперь, на фоне общей картины, я и отвечу на ваш вопрос — о русских и о России, исходя из поло­жений моей теории.

Древние славяне возникли в то же самое время, от того же толчка, что и христианские общины в Малой Азии и Сирии, - то есть во II веке новой эры. Через тысячу лет они распались на разные этносы: чехи, поляки, сербы, болгары (которые больше воевали друг с другом, чем с любыми противниками). Кстати, это же касалось и Древ­ней Руси, которая к XII - XIII веку развалилась на со­ставные княжества, относившиеся друг к другу уже не на субэтническом, а на этническом уровне.

Л.А.: Поясните свой тезис, Лев Николаевич.

Л.Г.: Эти княжества помнили еще, что у них общие пре­дки, но это не имело для них ни малейшего значения, и они воевали друг с другом.

Д.Б.: И еще как! Новгородцы - с суздальцами, ска­жем...

Л.Г.: И очень жестоко. Судите сами - на одной только битве при Лейпице тех же новгородцев с суздальцами, о которых упомянул Дмитрий Михайлович, было убито де­вять с лишним тысяч людей - столько не потеряли во время войн с монголами!

Такая же резня шла и между другими княжествами!

Л.А.: Выходит, нашествие монголов не единственная причина упадка Древней Руси?

Л.Г.: Я не устану повторять и в своих работах доказал: то, что приписывается монголам, - это миф. Монголы пришли в страну, которая уже не могла сопротивляться и которую они не собирались завоевывать. Она им была не нужна совершенно! Они просто прошли через нее стра­тегическим маршем для того, чтобы расправиться с по­ловцами.

Л.А.: Что же спасло Русь?

Л.Г.: То, что страна эта, находясь на краю гибели, вдруг испытала новый пассионарный толчок. Доказательство - примерно в одно время родились такие люди, как Алек­сандр Ярославич Невский, Миндовиг, великий князь литов­ский, Осман, турецкий султан, которые подняли значение своих стран и народов, спасли себя от завоеваний иноземцами, сумели найти союзников и силы в своих народах, в отдельных группах, заметьте...

Так, на Руси такой отдельной группой были бояре. Боярин - аристократ незаконного происхождения. Но на него можно было положиться, тогда как положиться на народную массу было совершенно нельзя: они убе­гали, прятались и ждали, когда противники уйдут, раз­громив основные столицы, как это было с Угличем, на­пример.

Л.А.: И нападающим никто не оказал сопротивления?

Л.Г.: Углич не сопротивлялся татарам. Все население попряталось в лесу, за исключением купцов, которым жалко было бросать свое имущество и которые заключи­ли соглашение с татарами о выплате небольшой контрибу­ции лошадьми и продуктами в обмен на пайдзу - охран­ную грамоту от татар. Так уцелел Углич, и не он один, уцелела Кострома, Тверь, Ярославль - все города по Вол­ге уцелели именно потому, что они заключили мир с тата­рами и монголами. Какое там завоевание! Какое там иго - не было его!

Л.А.: Но союз Александра Невского с Батыем вряд ли был заключен от хорошей жизни...

Л.Г.: Александр Невский действительно заключил со­юз с Батыем, а затем с его братом Берке только тогда, когда немцы начали наступление на Прибалтику, а затем на Псков и Новгород. Союз этот был военно-политиче­ский - чтобы бороться против нажима с Запада (дранг нах остен) и остановить наступление тех немцев, которые стремились превратить остатки древних русичей в крепо­стное сословие. В итоге - там, где князья просили помо­щи у татар, там выросла великая держава Россия. Там, где они согласились на подчинение Западу - в Галиции, на­пример, - там они превратились в крепостных мужиков и ни на что уже способны не были.

Л.А.: Но ведь не в «тлетворном влиянии Запада» причи­на, а в более глубинных, надидеологических законах воз­никновения, развития и упадка этносов. Итак, согласно вашей теории, к XIII веку Русь, спустя 10 веков, испыты­вает новый пассионарный толчок, что отражается на ее конкретном историческом развитии в это время. Возника­ет вопрос о природе толчков.

 

                                              Дыхание космоса и перестройка XIV века

Л.Г.: Откуда берутся эти толчки? Вопрос вопросов, на который мне удалось ответить при помощи астрофизиков. Это было на втором космоантропоэкологическом конг­рессе. Председательствовал академик Казначеев. На фи­лософской секции я свое выступление начинаю с ответа на вопрос, возникший у присутствующих: где в моих ра­ботах исторический материализм? Отвечаю: нету! А диа­лектическим материализмом заниматься можно или нет? Они тут сразу замолчали, одурев, а потом еле-еле так, не­хотя говорят: можно... Тогда я сказал: то, о чем я буду говорить, относится к материализму диалектическому. И изложил им свою теорию.

Но откуда толчки? Вопрос точный. Пока я собирался с мыслями, слово взял академик Чечельницкий, астрофи­зик, и сказал следующее: «Вокруг Земли не вакуум, не пустота, а поток плазмы, заряженный, который обтекает Землю и постоянно на нее влияет». Так. А потом другой астрофизик, Бутусов, добавил: «Это известный нам поток плазмы - солнечный ветер. Он идет до орбиты Плутона и там встречается со звездным ветром. Эти два потока, идущие навстречу друг другу, обязательно создадут вих­ри - возникает турбулентность».

К сказанному признанными специалистами мне оста­лось только добавить несколько слов. Профессор Ермола­ев, географ, в своих работах показал, что одиннадцать оболочек Земли надежно защищают ее поверхность от космических воздействий. В ночное же время ионосфера утончается, и поэтому проникновение частиц от столк­новения солнечного и звездного ветров становится воз­можным вплоть до земной поверхности. То есть налицо влияние на биосферу - влияние космических частиц, об­разующихся при особо сильных столкновениях потоков, что вызывает мутации.

Л.А.:Как-то все сходится, Лев Николаевич...

Л.Г.: А я тогда на конгрессе так и сказал - вот видите, вся наука на моей стороне!

Итак, мутация - это смещение, толчок, а диссипа­ция - это рассеяние энергии. Вот из этого и состоит весь процесс этногенеза - от момента возникновения до исчезновения этнической системы под влиянием энтропий­ного процесса потери энергии пассионарности.

Л.А.: Дмитрий Михайлович, а если наложить теорию Льва Гумилева на историю России?

Д.Б.: Видите ли, я действительно применяю теорию Льва Николаевича к истории России, но хотел бы избе­жать обвинений в том, что я в нее попросту верую. При исследовании баллады (старинной, русской народной) у меня возник среди прочих вопрос - определить время сложения этого жанра. Мой вывод — это XIII, XIV, XV века, точнее в XIV-XV. При этом я обратил внимание на такие вот «совпадения»: в работах Д.С.Лихачева нагляд­но показан значительный перелом, перестройка культуры в эти же исторические отрезки времени. В трудах С.Б.Веселовского, в частности в работе «Село и деревня» речь шла об особенностях строения хозяйства Московской Ру­си - и тут внимание привлекают те же самые XIV-XV века: решительный поворот в системе хозяйствования к последующему типу, знакомому нам по более позднему времени. А будучи в археологических экспедициях, я убе­дился, что все навыки изготовления изделий вручную сла­гались опять же в это самое время. Более того (для меня это чрезвычайно убедительный пример), именно к XIV- XV векам восходят все виды бревенчатых рубок (до 50!), которые были известны русским плотникам. На этот же промежуток времени приходится формирование всех ви­дов обработки металла, известных нашим кузнецам, и так далее, и так далее...

Вот такая у меня создалась картина - какие-то осо­бые это были века. Поэтому много позднее, когда я узнал о гумилевской теории и познакомился с нею, для меня пассионарный толчок стал недостающим звеном в цепи рассуждений, основным тезисом, что ли, набор доказа­тельств которого мною был уже самостоятельно добыт - для той отрасли науки, которой я занимался.

Л А.: Вы имеете в виду фольклористику...

Д.Б.: Да, но и потом, занявшись историей (сначала нов­городской, затем Московской Руси), я тоже искал это вот самое начало активности исторической не по Гумилеву, а, так сказать, самостоятельно. Мне было интересно — ког­да же московское княжество стало складываться. Князь Даниил приезжает в Москву в семьдесят пятом году три­надцатого века, в малюсенькое княжество, и за четверть века он делает его очень сильным. Настолько, что его сы­новья (сперва Юрий, затем Иван Калита) уже могут спо­рить за власть с ведущим княжеством Волго-Окского междуречья - с Тверью! И захватить эту власть... Вот от­куда я начал, а затем моя работа стала не столько даже следованием теории Гумилева, сколько ее самостоятель­ной проверкой, что ли.

Л.А.: Проверкой на историческом материале, добытом вами самостоятельно?

Д.Б.: В частности, я увидел, что психология людей XIV-XV веков разительно отличалась от нынешней своей действенностью. Если люди приходили к какой-то мысли, то они не сидели и не рассуждали по этому поводу, а тут же стремились эту мысль претворить в дело.

Л.А.: Изменение психологии запечатлелось историче­ски?

Д.Б.: Произошел переход от общества, которое могло только плакать, стонать и разбегаться при подходе силь­ного врага, к обществу, которое вдруг охрабрело и вдруг объединилось. Попробуйте просто читать летописи как перечни поступков: ну, ссорятся князья друг с другом, кто-то на кого-то доносит, и вроде бы все это продолжа­ется и кажется уже неизменным. Но если при чтении вникнуть в суть позиций сторон, убедитесь, что вечная борьба эта неожиданно приобрела совершенно иной ха­рактер.

Вдруг прямые потомки издавна враждующих родов стали вести борьбу не за лучший кусок, а за то, кто объ­единит Волго-Окское междуречье, чтобы возглавить силь­ное и активное государство с наступательной политикой. И бешеная борьба Твери с Москвой шла вовсе не из-за местных интересов. Это была именно борьба за Великий Стол (так я и назвал свою вторую книгу по истории Мос­ковской Руси).

Князь Михаил Тверской поставил перед собой задачу: создать сильное объединенное государство, удержать Новгород в своей орбите, сплотить княжества низовские и так далее. Он справился с этой задачей, но заплатил за это жизнью.

Прямой его противник, Иван Калита, продолжал ту же самую политику. И тоже нашел свой путь: исподтишка, с помощью купли ярлыков, сводил все в единый кулак, объ­единял.

       Муравьиная по упорству и трудности шла работа по приращению все новых и новых областей к Московскому княжеству. А какая развернулась борьба с Литвой, кото­рая была на величайшем подъеме и потом уж никогда не повторила достигнутых в это время успехов! (Потому что Литва, приняв католичество, оттолкнула от себя право­славное население - а оно составляло 4/5, если не 5/10 великого княжества Литовского.) Это было при Ольгерде, потом начался развал. Итак, я начал цикл своих романов с начала пассионарного подъема, создавшего Московскую Русь. Получалась картина объединения страны, все более крутого подъема, который в конце XIV века увенчался созданием единства.

Л.А.: Так что исходные данные для создания ваших хро­ник укладываются в график, описывающий и ход истече­ния пассионарной энергии этноса?

Д.Б.: Пожалуй. И этот процесс, или, как вы выразились, ход истечения энергии, завершился Куликовым полем. Не владея энергией этногенеза, понять истинное значение Куликова поля просто невозможно. Выигрыш политиче­ский, строго говоря, уже не был и нужен: к моменту сра­жения на Куликовом поле Москва уже выиграла битву за главенство среди княжеств. Но произошел качественный скачок, превративший победу на Куликовом поле из по­литической в победу духовную...

Л.Г.: На Куликово поле вышли жители разных кня­жеств, а вернулись оттуда жителями единого московского русского государства.

Д.Б.: Последующие события показали правильность та­кой оценки этого великого события в русской истории — ведь мало что в военном отношении изменила Куликовская битва. Уже через два года Тохтамыш разгромил страну, взял Москву... Но уже произошел тот самый идеологиче­ский сплав... фазовый переход... означавший формирова­ние русского этноса.

И я железно убежден: в истории каждого этноса про­исходит обязательный трагический надлом с невероятной внутринациональной грызней, резней, убийствами, а по­вод все находят свой.

Во Франции гугеноты с католиками резались, в Герма­нии это называлось крестьянской войной, хотя это была война буквально всех против всех: горожане, крестьяне, рыцари резали друг друга. И в результате — истребление половины населения тогдашней Германии.

В Византии весь этногенез был замешан на христиан­стве. Началось иконоборчество: власть вдруг обрушилась на иконопочитание, основу, собственно говоря, духовной жизни Византии, а народ был против. В итоге 180 лет продолжалась внутриэтническая резня, в ходе которой империя теряла все новые области, захватываемые араба­ми, но византийцам было не до того...

Л.А.:Ну а московский этногенез?

Д.Б.: Отсчитайте шесть веков.

Л.А.: Отсчитали...

Д.Б.: Да, и все события нашего века с их горестными последствиями, с сотней миллионов людей, которых мы истребили сами, лучших людей нашей нации, - это вовсе не выражение каких-то особенных каторжных свойств русского народа как такового - так ведь многие старают­ся представить, - а это естественное, неизбежное след­ствие того самого надлома, накопления внутри этноса ог­ромного количества шлака - субпассионариев, которые во все века не мыслят ни о чем - им лишь бы урвать кусок...

Лентяи и их жертвы

     Л.А.: Вы полагаете, причина надлома коренится в пси­хологии субпассионариев?

Д.Б.: Весь ужас этой психологии заключается в том, что субпассионарий, оставаясь внешне человеком с человече­скими потребностями, теряет главное, органическое, вы­ше сознания человеческое свойство - желание работать, а с ним вместе он теряет и историзм мышления.

Потому что движение времени - это условная катего­рия. Оно существует для нас в силу изменения окружаю­щего мира, и в значительной мере - изменения соору­женного нами, так сказать, искусственного мира. Люди строят дом, сеют рожь, которую осенью надо убрать... Субпассионарий же абсолютно не знает летом, что насту­пит зима. Замечательно показано в романе «Как закаля­лась сталь» - такой человеческий индивидуум способен задуматься о том, что для города нужны дрова, только в декабре, поскольку наступают страшные морозы. И героически возводится железная дорога, подвозятся дрова — что требовалось сделать еще весной этого самого года. И причем обязательно весной — революция не революция, а ведь осень наступит в строго определенные сроки, и зима тоже...

Л.А.: Отсутствие чувства реальности?

Д.Б.: Отсутствие чувства исторического движения. Кстати, субпассионарий может совершенно спокойно рас­стрелять какого-то купца, а потом наивно ожидать, что налоги с этого купца будут поступать. Субпассионарий отбирает корову у богатея и отдает бедняку, не задумыва­ясь о том, что корову нужно кормить (значит, заблаговре­менно накосить сена), доить, поить, чистить навоз. У него какое-то дикарское представление, что корова сама собой доится и ставит сама на стол кринку молока.

Субпассионарий полагает, что можно захватить завод, развалить все хозяйство, прогнать администрацию и по-прежнему получать зарплату. Ему не дано понять, что за­вод - лишь груда металлолома, приносящая миллионные доходы только при грамотном руководстве.

Все это ему недоступно. Вот почему знаменитый ло­зунг «от каждого по способностям, каждому по потребно­стям» чрезвычайно понравился субпассионариям...

Л.Г.: А кто будет определять потребности? Начальство. И способности - тоже начальство!

Д.Б.: Вот так и возникла система, при которой чем боль­ше и лучше человек работает, тем меньше он получает. Взять хотя бы нынешнюю систему прогрессивного нало­гообложения. В переводе на человеческий язык это озна­чает: с людей, которые работают лучше, мы берем как бы штраф за то, что они хорошо трудятся, в пользу тех, кто работает мало и плохо. Обыватель, спокойный человек, все это видит и понимает, что нет ему никакого смысла вкалывать, - в результате трудовые усилия падают, но об этом не думают ни работники министерств, ни наши ма­фии (возможно, это одно и то же).

Вот сейчас ткнулись мы в экономические беды - а ни­чего удивительного нет, произошел вполне понятный и за­кономерный процесс — прямое следствие надлома и тор­жества психологии субпассионариев.

 Л.А.: Но ведь в любом обществе они всегда были , и будут?

       Д.Б.: Как сказать... В начале этнического развития, в том же моем XIV веке, они никому особенно не нужны. Во-первых, за такого мужика ленивого никакая баба за­муж не пойдет, и никто ее не выдаст за него...

Л.А.: А сейчас они стали всем нужны, и любая пойдет?

Д.Б.: Да, сейчас они стали героями общества! И этот вот совершенно бездельный, никчемный человек стал нравить­ся женщинам! И они рожают от них, и множат число столь же бездельных людей!

Л.А.:Что же произошло, Дмитрий Михайлович?

Д.Б.: Субпассионарии, видимо, рождаются все время. Механизм второго явления я могу только предполагать - возможно, это какая-то генетическая реакция, отброс к предыдущим обезьянопредкам. Во всяком случае, в эпохи подъема в жизни этноса эти люди никого не устраивают - они могут быть, скорее всего, прислугой - подай-прине­си... Но прислуга обычно не имеет семьи, точнее, у нее нет такой возможности плодиться. Потом, при благополучном государственном развитии, их начинают вдруг жалеть, лю­бить, нежить и холить...

Сколько слез русская литература XIX века пролила над бедным мужиком и как она активно не любила мужи­ка богатого...

Л.А.: Хрестоматийный пример - тургеневские герои Хорь и Калиныч - все же трудно мне так вот нетрадици­онно взглянуть на отношение к ним И.С.Тургенева...

Д.Б.: Тургенев очень ведь хотел быть объективным. Но Калиныч у него, согласитесь, как-то симпатичнее.

Я думаю вот так: тот барин, который перестал работать и медленно либо скоро спускал свое имение, — ему были симпатичны мужики того же плана, что и он сам.

Л.Г.: Потомки европеизированных «Онегиных» окончи­ли дни в чеховских «вишневых садах», уступив место в жизни другим субэтносам - то есть этнической системе, являющейся элементом структуры этноса.

Д.Б.: Так вот, мужик деятельный начал со скупки по­местий, потом начал строить фабрики, заводы, а потом стал и меценатом. Это он создал и Третьяковскую гале­рею, и русскую оперу, и множество церквей. То есть на­копленные капиталы эти люди двинули на развитие куль­туры, и очень быстро, заметьте, очень быстро...

Л.А.: Вы хотите сказать - слишком быстро? Потому их потом и уничтожили?

      Д.Б.: Не потому.

Л.Г.: Нет, они включились в уже существующую сис­тему - на равных. Мамонтовы, Морозовы, Рябушинские - это были аристократы такие же, какими в свое время были купцы Строгановы, которые стали графами. Они просто включились в систему и усилили ее.

Л А.: Лев Николаевич, в рассуждениях Дмитрия Ми­хайловича для меня возникла некая неясность в посылках. На годы революции в России пришелся момент «освобож­дения от шлака» - как вдруг надлом такой после столь обнадеживающих тенденций конца XIX века?

Л.Г.: Надлом шел весь XIX век, и все ниже и ниже, и 30-е годы XX века с этой мясорубкой - это низшая точка надлома. Когда нация теряет жизнеспособность, она себя уничтожает.

Л.А.: Как долго для живущего единожды на Земле длит­ся период исторического лихолетья... Историки, писатели, мыслители, учителя наши — скажите, неужели нет ника­кой надежды для России?

                          «Золотая осень»,  если...

Д.Б.: Сейчас-то как раз и появилась не только надежда, но и реальная возможность для России после прохожде­ния низших стадий надлома выйти на плавно взбирающу­юся вверх линию «золотой осени» этноса,  времени рас­цвета наук, культуры, ремесел, искусств, устройства быта - тот период, который многие страны прошли и, который был и на Руси много веков назад. Срок пришел.

Л.А.: Хотелось бы услышать от вас и какой-то очень простой и понятный всем читателям аргумент в защиту тезиса, который хочется принять и без доказательств...

Д.Б.: Сейчас желания людей — создание довольства какого-то, спокойная, размеренная жизнь, дом с садом и огородом, занятие делом без конфликта с душой и сове­стью, не так ли?

Л.Г.: Может показаться экстравагантным аспект, в ко­тором одной из движущих сил развития человечества яв­ляются страсти и побуждения, но начало этому типу ис­следований положили Ч.Дарвин и Ф.Энгельс.

Д.Б.: Конфликт между желаемым и существующим - обычная вещь. Но ужас нашего времени вот в чем состоит - закрученный субпассионариями маховик уничтоже­ния продолжает работать. Как его остановить, да еще с учетом инерции - она-то работает и при этногенезе - вот в чем дело! Теоретически для остановки маховика нужна пассионарность, которой сейчас явно не хватает, хотя намечена явственная тенденция к ее росту. Я не знаю, сколько в стране осталось пассионариев, но знаю, что нужно сделать практически: дать землю, реальный хозрасчет и систему контрактации, а не твердых государ­ственных планов, — без всяких там идеологических ужи­мок и кривляний. Найдутся ли в стране силы, способные так повернуть дело, как требуют этого не только законо­мерности этнического и исторического развития, но и про­стой здравый смысл, присущий любому труженику, - не мне судить, не знаю.

Знаю, как катастрофично состояние земли - ведь что­бы она нас кормила, о ней заботиться надо неустанно, азбучная истина! И нечего в вопрос о земле социальные категории пихать!

Это как с языком: в сталинские времена дискуссия бы­ла, что такое язык - базис или надстройка. И Сталин вдруг, открыв уста, сказал единственно верную вещь - не базис и не надстройка, это средство общения — язык, без всяких там социальных категорий. Так вот, обработка земли требует (без всякой идеологической шелухи) со­блюдения всего лишь 4 условий, действующих уже на протяжении 8 - 10 тысяч лет истории земледелия на Земле:  наличия труженика, квалификации этого тружени­ка, орудий труда и собственности на землю, которая мо­жет оформляться по-разному. Но при любой форме - это должна быть наследственная неотторжимая система владения землей, при которой человек-труженик отсыла­ет ее сыну, внуку, правнуку...

Это первое, ну а затем все остальное. Хватит ли той, угасающей по меркам столетий, пассионарности - вой­дем в состояние «золотой осени», если остановится махо­вик уничтожения, и в общем-то превратимся в то, чем бы­ла Франция, скажем, XIX века или какова она сейчас — такое спокойное, благополучное, не очень сильное госу­дарство, совершенно неагрессивное. Таким образом, нам будет подарено еще несколько веков существования, не говоря уж о том, что на 6-й части суши, и в скором вре­мени вполне можно ожидать нового пассионарного толчка, который затронул Россию в последний раз в конце XIII века.

Л.А.: И как это отразится на судьбе страны?

Д.Б.: Будет новый виток цивилизации, который продол­жит нашу культуру так же, как культура Московской Ру­си продолжила культуру Киевской. Хотя это совершенно другая культура, но родственная по языку, по этническо­му составу, и можно ее считать продолжением культуры Киевской Руси.

Л.А.: Говоря о культурных корнях и традициях, нельзя обойти молчанием роль христианства в формировании русского этноса и русской государственности.

Ваше слово, Лев Николаевич.

                      Под сенью русского креста

Л.Г.: Образование современной России — явление но­вое, и оно не является продолжением Киевской Руси, как прекрасно показал Дмитрий Михайлович. Для того чтобы создать новое - нового ребенка, - как известно, нужны по крайней мере два человека - мужчина и женщина, то есть необходима какая-то смесь. Это относится не только к этногенезу, но и к вопросам духовной культуры.

На Руси XIIIII века было три типа духовной культу­ры: папизм - как на Западе, - когда духовная власть считалась выше светской и светская получала от духовной просвещение и за это должна была духовную власть об­служивать и охранять.

Был и цезарепапизм, как в Византии, когда духовная и светская власть были на равных. Патриарх Константино­польский был подданным базилевса, то есть императора, а император был прихожанином Святой Софии — под­данным патриарха через своего духовника. Это второй ва­риант духовной власти, который нам перенесли на Русь и который в общем-то довольно плохо прижился, потому что первые три века после крещения Руси на земле нашей царило двоеверие. Мы верили в леших, домовых и водя­ных так же, как верили в святых, Божью Мать и Иисуса Христа. Это была довольно смешанная система и очень поэтому неустойчивая.

Но была и третья часть духовной культуры. Некогда, в пятом веке, когда после известных великих соборов еретики принуждены были покидать родную территорию Ви­зантийской империи и уходить на восток, в Персию и да­же дальше, до Китая, несториане и отчасти монофиситы вынуждены были эмигрировать. А там они развернули не­вероятную деятельность и очень многих кочевников (предков монголов, предков современных тюрок) окре­стили. Христианство в XIII веке - это равноправная ре­лигия Восточной Азии наряду с буддизмом, исламом, бо-ном (тибетской религией).

Разница между этими тремя типами духовной жизни была очень большая. Если на Западе папа был сам госуда­рем, если на Востоке, в Константинополе, патриарх под­чинялся государю и пользовался его помощью, то восточ­ным христианам нечего было рассчитывать на чью-либо помощь.

Китайские императоры - Сыны Неба - не любили христианство и не покровительствовали ему. Патриарх Несторианский жил в Багдаде, у багдадского халифа, му­сульманина, который его терпел, но и особого уважения не испытывал. Пришлось патриарху опираться на свою па­ству, на прихожан, которые в католической церкви вооб­ще не допускались к изучению Священного писания, по­скольку латынь они не знали, а в греческой церкви были тоже под строгим надзором духовенства.

Но именно они оказались поддержкой для духовной власти. В результате монголы, которые приходили на Русь, имели в своих рядах от половины до двух третей христиан. И лишь в 1 3 1 3 году узурпатор, хан Узбек, принял ислам как государственную религию и заявил, что все, кто отка­жется принять ислам, будут казнены.

Тот, кто не пожелал менять свою совесть на жизнь, вынужден был бежать, чтобы сохранить и то, и другое. А куда бежать? Как монголов, их убили бы везде за преде­лами империи. Как христиан, их убили бы в самой Монго­лии или в самой Золотой Орде.

Они бежали на Русь. Тут их принимали. И с удовольст­вием. Единственное ограничение, которое им твердо ста­вилось: чтобы язычник был крещен или крестился тотчас же - иначе поп не венчал. И масса христиан и язычников, которые готовы были принять православие (только бы не ислам!), - они бежали на Русь.

И вот здесь-то и началось то смешение татарщины со славянством, которое мы называем словом «иго».

Л А.: Но, Лев Николаевич, чтобы на триста лет (как минимум) задержаться в истории и географии чужой стра­ны, нужна была победа пришельцев!

Л.Г.: Да, победа была одержана, но не монгольскими бунчуками, которые за полтора года прошли всю Россию и ушли, не оставив следов, и не тогда, когда Александр Невский договорился о союзе с Ордой для того, чтобы отвратить немецких рыцарей, и согласился даже для этого платить «выход», который мы называем «дань». Выход - это был налог, который шел на военную помощь татар.

А кто же, вообще-то говоря, отатарил славян? Женихи и невесты. Невест брали в Орде, женихи сами приезжали в Ростов (больше всего именно в Ростов), и там крестились и те, и другие.

И не бунчук монгольский, а нательный крест сделал бывшую славянскую и уже вырождавшуюся в силу пассионарного спада страну новой страной, русско-татарской с православным исповеданием.

Но дело в том, что при спаде пассионарности различия между княжествами возрастали. Все больше и больше ста­новились не похожи новгородцы на суздальцев, суздальцы - на смолян и рязанцев, москвичи тоже составили особую группу. Что же могло их объединить?

И оказалось, что объединяла их  только православная церковь - явление духовное. Митрополит Петр, его пре­емник митрополит Феогност, грек, но очень применив­шийся к русским условиям, и, наконец, митрополит Алек­сий, сын боярина, при помощи Сергия Радонежского, про­стого монаха, но тоже сына боярина, - вот они создали на Руси теократию и именно в ней - идеократию.

Л.А: И это сыграло, возможно, решающую роль в фор­мировании русского этноса, сохранившегося и в нынеш­нее время?

Л.Г.: Да, всех русских скрепляло православие как ду­ховная ценность вплоть до XV века, когда объединение наступило (на северо-востоке оно уже оформилось и по­литически), и до  XVIII века, когда была присоединена юго-западная Русь, находившаяся 400 лет под властью Поль­ши.

Именно эта духовная ценность сохранила цельность российского этноса, не давая ему распасться на части. И более того, вовлекла в состав этой новой цельности ог­ромное количество инородцев.

Л.А.: Почему?

Л.Г.: Потому что любой мордвин, зырянин, мерянин, татарин, приняв крещение, становился русским. Возьмите список русских фамилий у Баскакова Николая Александ­ровича. Какие фамилии ордынского происхождения там увидите? - Кутузов, Суворов, Тютчев, Шереметев и так далее.

То есть мы видим, что здесь, на базе этнического син­теза, при взаимной комплиментарности…

Л.А. Чего-то вроде чувства симпатии, расположенно­сти...

Л.Г.: ...Которое давала людям очень веротерпимая пра­вославная церковь, — удалось создать тот монолит, кото­рый мы называем великой Россией.

                                   Шрамы и раны России

Д.Б.: Система эта, при которой церковь взяла в свои руки идеологическое руководство страной, продержалась сравнительно недолго. Но она позволила создать государ­ство, утвердить принципы свободного единения, связала общество идеологически, скрепив его морально-этически­ми нормами христианства, оказалась очень устойчивой как против натиска мусульман с юга, так и против запад­ной католической экспансии.

При этом, поскольку христианство не утверждало пле­менной исключительности русичей, система эта оказалась годной для создания на взаимотерпимых принципах мно­гонационального государства - Великой России, или Великороссии. Но с ростом самодержавия и бюрократиче­ского аппарата эта идеальная, так сказать, форма русской государственности стала нарушаться, и произошло это за­долго до Октября. Сила стала заменять убеждения - та­ковы «силовые» никоновские реформы, вызвавшие рас­кол и ослабление церкви. Грозный с его опричниной был гигантским непредусмотренным эксцессом власти. Петр I совершил непоправимое - разорвал нацию надвое, про­тивопоставив дворянство народу. Он же установил на Ру­си рабство, ввел порку и продажу людей, увеличил налоги в 6,5 раза, а численность нации при нем сократилась на одну пятую! Я уж не говорю о том, что именно с его ав­густейшего правления началась экологическая катастрофа плодородного слоя российских земель - вырубка лесов вкупе с введением отвального плуга вызвала быстрое обесструктуривание почвенного слоя в Центральной Рос­сии и размывы его оврагами, и так далее. Негативные ито­ги правления Екатерины Великой: не были решены вопро­сы крестьянского землепользования и грамотной эколо­гии, культурное противостояние классов только углубля­лось. В результате наступил общий кризис, закономерно приведший к революциям.

Резко оздоровили было ситуацию столыпинские ре­формы, а осуществление Декрета о земле 1918 года под­няло наше сельское хозяйство к ведущему мировому уровню. Но вторичное закрепощение крестьянства - так называемая коллективизация 30-х годов - погубило не только исконную систему земледелия, но и саму землю окончательно.

Л А.: Так что же, выходит, Дмитрий Михайлович, про­гноз «золотой осени» для России, предусмотренный не только гумилевским учением, но и всем ходом историче­ского развития, летит вдребезги от столкновения с не ре­шенным до сих пор вопросом о земле или... все-таки есть «или».

Д.Б.: Реально вот что нужно сделать, чтобы вырулить к «золотой осени». (Я коснусь только проблем экологиче­ского выживания России.) Надо уберечь оставшиеся во­ды, болота, леса, но этого мало. Нужно окружить лесными кордонами наши поля, как это сделал Докучаев в Камен­ной степи, засадить лесом гигантские обезлесенные тер­ритории русского Севера. Ликвидировать мелиорацию в ее современном виде и (без Минводхоза!) спустить все равнинные моря и разгородить Волгу. Закрыть атомные станции и химические предприятия, устроив гласный суд над виновниками погубления природы из всех ведомств. Это экологический минимум.

Тогда, надеюсь, со временем произойдет восстановле­ние национальной куьтуры и народной нравственности в ее традиционных формах. Только тут без помощи церкви нам никак не обойтись. Церковь надо скорее освобождать от тех египетских гонений, политических и экономиче­ских, коим она подвергалась ранее. И школы должны быть другими, и учебники... - чтобы уцелеть, чтобы прийти к спокойной, сытой и культурной цивилизации, которую за­служил наш великий народ, необходимы огромные усилия

      Л А.: Лев Николаевич, а почему первыми всегда поги­бают лучшие?

Л.Г.: Погибают все. Но потеря лучших заметна. А гиб­нут они потому, что сами же, обладая большим уровнем пассионарности, жертвуют собой ради того, что они назы­вают идеалом, - то есть далекого прогноза. Они гибнут ради будущего. И только благодаря тому, что они отдают себя как жертву на гибель, и возможно будущее.

 



Hosted by uCoz